.
Назад
|
. |
«Вече Твери-сегодня». 2 февраля 1999. «
Романтические фантазии Алекса Бора». - с 1.
(Без подписи).
Сегодня в «Горнице»
Тверской библиотеки имени Герцена состоится
презентация сборника романтических фантазий
«Луэлла» , принадлежащего перу Алексея Борисова,
более известного как «Алекс Бор».
В первый сборник молодого
автора вошли два рассказа и повесть, давшая
название книги. Алекс Бор известен как
безусловный знаток фантастики вообще и
романтической фантастики в частности.
Писательские эксперименты выдержаны в
соответствующем стиле и будут особенно
интересны почитателям Булычева и Крапивина. К
несомненным достоинствам сборника можно отнести
его оформление, выполненное молодым художником
Андреем Юдиным. Сборник Алекса Бора - похоже,
первый опыт в этом жанре: традиционной
фантастики местных авторов в Твери еще не
издавалось.
«Караван +». 5 февраля 1999. Марина Батасова.
«Куба ближе, чем звезды». - с. 2.
На днях в « Горнице»,
прославившейся своими литературными вечерами,
прошла презентация первой в Твери книги в жанре
«Фантастики»... Хотя фантазеров в городе
предостаточно( одно время даже объединялись в
клуб любимой фантастики), издаваться они что-то
не спешат. « Первой ласточкой» стала книга Алекса
Бора (По паспорту - Алексея Борисова) « Луэлла:
романтические фантазии».
Жители города еще помнят
всевозможные творческие опыты в газетах
«Ярмарка» и «Смена+» , рассказы и рассказики,
подписанные «Кубано Партизано» (что означает не
кубанский казак, а кубинский партизан), или
«Алекс Бор». Вообще-то у Алексея в ту
благословенную пору было около 50 (!) псевдонимов,
но эти два - основные и любимые.
«Луэлла» включает в себя
ранние произведения - одноименная повесть и два
рассказа. Книга предназначена для школьников, но
школьники ее вряд ли получат - тираж в лучших
традициях самиздата. Красивое, но
трудновыговариваемое название - всего лишь имя
девочки, прилетевшей в Тверь (Староволжск) с
планеты Ауэя. Правда, здесь у нее другое имя -
Марисель, ведь она прилетела сюда как кубинка...
Не будем пересказывать интригу повести, заметим
лишь, что действие в ней перекликается с реальной
жизнью города. И ностальгические воспоминания
автора о друзьях- кубинцах( и кубинках!), живших
когда-то в соседнем дворе, сыграли свою роль.
На презентацию пришли все
товарищи - единомышленники из литературного
клуба «Роса», и некие мифические личности типа
«Брата Облома», несколько лет забавлявшие
тверскую публику своим творчеством в «Смене+», и
даже преподаватели с филфака. Вечер вела сама
Роса, она же Вера Грибникова, знакомила народ с
биографией Алекса Бора. Затем автор сам вещал о
своем творчестве. Друзья зачитывали ему
поэтические посвящения. А «изюминкой» вечера
стала небольшая инсценировка отрывка из повести,
когда Луэлла собирается домой, на далекую Ауэю.
Действие, кстати, очень толково поставленное,
сопровождалось цветовыми эффектами и
псевдокосмической музыкой.
Здесь же на вечере бойко шла
продажа книг. Учитывая, что это первый опыт
фантастики и то, что книга весьма удачно
оформлена(дизайн Андрея Юдина), за ее судьбу
можно не беспокоиться.
«Вече Твери сегодня». 12
марта 1999. Александр Бойников. «Ученические
фантазии Алекса Бора».- с. 7.
Под этим именем недавно явил
себя тверскому читателю местный фантаст Алексей
Борисов. В его дебютную книжечку «романтических
фантазий» вошли давшая название всему сборнику
небольшая повесть «Луэлла», этюд «Праздник
грусти» и рассказ «Разорванные паруса».
Интерес к подобной книге
вполне закономерен: как целостное литературное
направление фантастика в Твери практически
отсутствует, и поэтому выход любой вещи в этом
жанре, конечно, заслуживает рассмотрения.
Сегодня, когда полки книжных
магазинов прогибаются под тяжестью всевозможных
«миров» зарубежных и бесконечных космических
эпопей отечественных фантастов, завладеть умом и
сердцем явно пресытившегося подобной
литературой читателя может лишь фантастика,
отличающаяся интеллектуальной свежестью,
оригинальностью проблематики и новизной
содержания. В «фантазиях» А. Бора, по самой
непредвзятой мерке, не обнаруживается ни одного
из вышеперечисленных качеств.
Так, пристальное знакомство
с «Луэллой» вызывает стойкое ощущение
вторичности и узнаваемости положенного в ее
основу материала. Легко предсказуема и сведена к
шаблону фабула: на Земле в г. Староволжске (читай
Твери) под видом кубинской девочки Марисель до
известного момента благополучно пребывает
инопланетянка Луэлла, которой симпатизирует
лирический двойник автора Андрей Бородин.
Неизбежная разлука, связанные с ней переживания
и внезапное появление Луэллы через несколько лет
в дверях квартиры Андрея для - ни много ни мало-
спасения нашей планеты от неминуемого
уничтожения. Луэлла, естественно, жертвует собой,
а Андрей получает возможность лицезреть ее
гибель, не покидая пределов двора своего дома.
В «Луэлле» четко выделяются
два повествовательных плана: реальный,
школьно-обыденный и романтический,
«инопланетный». К наиболее удачным, без сомнения,
можно отнести страницы, изображающие настроение
и душевное состояние главных персонажей,
навеянные, скорее всего, воспоминаниями А.Бора о
своем школьном отрочестве. Здесь
просматривается собственная манера автора,
уверенное владение им образными средствами
языка. «Инопланетный» же план, напротив,
тоскливо- знакомый: раса Больших Людей,
«специальные санитарные команды», уничтожающие
остатки библиотек и архивов, сразу напоминают об
атлантах и книге Р. Брэдбери «451 градус по
Фаренгейту», а тема присутствия в Галактике
некоей сверхцивилизации, губящей другие планеты,
давно заезжена до банальности.
Неизбежным следствием
стремления А. Бора втиснуть в узкие рамки повести
столь насыщенные и свойственные скорее роману
сюжетные пласты стали схематизм и
композиционная рыхлость «Луэллы». Неумение
автора соединить оба пласта в единое структурное
целое обусловило появление и синтаксических
длиннот, и немотивированных повторов.
Подражательность с налетом
примитивизма характерны и для завершающих
книжечку этюда и рассказа, представляющих собой
компиляцию стиля и образов Дж. Оруэлла ми А.
Грина.
Судя по аннотации на обложке
издания, А.Бор является весьма плодовитым
автором. Оказывается, он пишет «со школьных лет
фантастические, лирические, романтические,
иронические рассказы и повести, а также статьи о
фантастике». Между тем отобранные им для первой
книги произведения нельзя оценить как нечто
оригинальное и выделяющееся. По своим
художественным достоинствам «фантазии» А. Бора
пока что соответствуют уровню хорошего
школьного сочинения, ми не более того.
|
. |