.


РЕЦЕНЗИИ НА ПОВЕСТЬ
АЛЕКСА БОРА "ЛУЭЛЛА"

.
 

.

 

Назад

 

.

          

«Вече Твери-сегодня». 2 февраля 1999. « Романтические фантазии Алекса Бора». - с 1.
       (Без подписи).

       Сегодня в «Горнице» Тверской библиотеки имени Герцена состоится презентация сборника романтических фантазий «Луэлла» , принадлежащего перу Алексея Борисова, более известного как «Алекс Бор».
      В первый сборник молодого автора вошли два рассказа и повесть, давшая название книги. Алекс Бор известен как безусловный знаток фантастики вообще и романтической фантастики в частности. Писательские эксперименты выдержаны в соответствующем стиле и будут особенно интересны почитателям Булычева и Крапивина. К несомненным достоинствам сборника можно отнести его оформление, выполненное молодым художником Андреем Юдиным. Сборник Алекса Бора - похоже, первый опыт в этом жанре: традиционной фантастики местных авторов в Твери еще не издавалось.
      
      «Караван +». 5 февраля 1999. Марина Батасова. «Куба ближе, чем звезды». - с. 2.

    
       На днях в « Горнице», прославившейся своими литературными вечерами, прошла презентация первой в Твери книги в жанре «Фантастики»... Хотя фантазеров в городе предостаточно( одно время даже объединялись в клуб любимой фантастики), издаваться они что-то не спешат. « Первой ласточкой» стала книга Алекса Бора (По паспорту - Алексея Борисова) « Луэлла: романтические фантазии».
       Жители города еще помнят всевозможные творческие опыты в газетах «Ярмарка» и «Смена+» , рассказы и рассказики, подписанные «Кубано Партизано» (что означает не кубанский казак, а кубинский партизан), или «Алекс Бор». Вообще-то у Алексея в ту благословенную пору было около 50 (!) псевдонимов, но эти два - основные и любимые.
       «Луэлла» включает в себя ранние произведения - одноименная повесть и два рассказа. Книга предназначена для школьников, но школьники ее вряд ли получат - тираж в лучших традициях самиздата. Красивое, но трудновыговариваемое название - всего лишь имя девочки, прилетевшей в Тверь (Староволжск) с планеты Ауэя. Правда, здесь у нее другое имя - Марисель, ведь она прилетела сюда как кубинка... Не будем пересказывать интригу повести, заметим лишь, что действие в ней перекликается с реальной жизнью города. И ностальгические воспоминания автора о друзьях- кубинцах( и кубинках!), живших когда-то в соседнем дворе, сыграли свою роль.
       На презентацию пришли все товарищи - единомышленники из литературного клуба «Роса», и некие мифические личности типа «Брата Облома», несколько лет забавлявшие тверскую публику своим творчеством в «Смене+», и даже преподаватели с филфака. Вечер вела сама Роса, она же Вера Грибникова, знакомила народ с биографией Алекса Бора. Затем автор сам вещал о своем творчестве. Друзья зачитывали ему поэтические посвящения. А «изюминкой» вечера стала небольшая инсценировка отрывка из повести, когда Луэлла собирается домой, на далекую Ауэю. Действие, кстати, очень толково поставленное, сопровождалось цветовыми эффектами и псевдокосмической музыкой.
       Здесь же на вечере бойко шла продажа книг. Учитывая, что это первый опыт фантастики и то, что книга весьма удачно оформлена(дизайн Андрея Юдина), за ее судьбу можно не беспокоиться.
      
     «Вече Твери сегодня». 12 марта 1999. Александр Бойников. «Ученические фантазии Алекса Бора».- с. 7.
      
       Под этим именем недавно явил себя тверскому читателю местный фантаст Алексей Борисов. В его дебютную книжечку «романтических фантазий» вошли давшая название всему сборнику небольшая повесть «Луэлла», этюд «Праздник грусти» и рассказ «Разорванные паруса».
       Интерес к подобной книге вполне закономерен: как целостное литературное направление фантастика в Твери практически отсутствует, и поэтому выход любой вещи в этом жанре, конечно, заслуживает рассмотрения.
       Сегодня, когда полки книжных магазинов прогибаются под тяжестью всевозможных «миров» зарубежных и бесконечных космических эпопей отечественных фантастов, завладеть умом и сердцем явно пресытившегося подобной литературой читателя может лишь фантастика, отличающаяся интеллектуальной свежестью, оригинальностью проблематики и новизной содержания. В «фантазиях» А. Бора, по самой непредвзятой мерке, не обнаруживается ни одного из вышеперечисленных качеств.
       Так, пристальное знакомство с «Луэллой» вызывает стойкое ощущение вторичности и узнаваемости положенного в ее основу материала. Легко предсказуема и сведена к шаблону фабула: на Земле в г. Староволжске (читай Твери) под видом кубинской девочки Марисель до известного момента благополучно пребывает инопланетянка Луэлла, которой симпатизирует лирический двойник автора Андрей Бородин. Неизбежная разлука, связанные с ней переживания и внезапное появление Луэллы через несколько лет в дверях квартиры Андрея для - ни много ни мало- спасения нашей планеты от неминуемого уничтожения. Луэлла, естественно, жертвует собой, а Андрей получает возможность лицезреть ее гибель, не покидая пределов двора своего дома.
       В «Луэлле» четко выделяются два повествовательных плана: реальный, школьно-обыденный и романтический, «инопланетный». К наиболее удачным, без сомнения, можно отнести страницы, изображающие настроение и душевное состояние главных персонажей, навеянные, скорее всего, воспоминаниями А.Бора о своем школьном отрочестве. Здесь просматривается собственная манера автора, уверенное владение им образными средствами языка. «Инопланетный» же план, напротив, тоскливо- знакомый: раса Больших Людей, «специальные санитарные команды», уничтожающие остатки библиотек и архивов, сразу напоминают об атлантах и книге Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», а тема присутствия в Галактике некоей сверхцивилизации, губящей другие планеты, давно заезжена до банальности.
       Неизбежным следствием стремления А. Бора втиснуть в узкие рамки повести столь насыщенные и свойственные скорее роману сюжетные пласты стали схематизм и композиционная рыхлость «Луэллы». Неумение автора соединить оба пласта в единое структурное целое обусловило появление и синтаксических длиннот, и немотивированных повторов.
       Подражательность с налетом примитивизма характерны и для завершающих книжечку этюда и рассказа, представляющих собой компиляцию стиля и образов Дж. Оруэлла ми А. Грина.
       Судя по аннотации на обложке издания, А.Бор является весьма плодовитым автором. Оказывается, он пишет «со школьных лет фантастические, лирические, романтические, иронические рассказы и повести, а также статьи о фантастике». Между тем отобранные им для первой книги произведения нельзя оценить как нечто оригинальное и выделяющееся. По своим художественным достоинствам «фантазии» А. Бора пока что соответствуют уровню хорошего школьного сочинения, ми не более того.


 

.

Страница размещена на сервере
Тверской областной библиотеки им. А.М. Горького
в рамках проекта "Тверское книгоиздание: авторы"

Набор текстов авторский

Last update 03.06.2000