|
. |
|
. |
.
|
. |
Люба Ганина, библиотекарь, г. Тверь. Луэлла. Сказка ушедшего детства. Действительно, это сказка. Сентиментальная, грустная и удивительная. Автору удалось настолько четко и подробно изобразить город Староволжск, что без труда узнаешь родную Тверь. По всей видимости, автор любит свой город, его архитектуру, историю и именно поэтому сделал свой родной город местом действия. Сюжет повести прост, и все его события происходят одно за другим, как бы сами собой. Очень легко следить за повествованием даже мне, человеку далекому от научной фантастики. Интересно следить за событиями, особенно если они только вскользь затрагивают тему гуманоидных цивилизаций и прочие научно-фантастические реалии. Скорее всего эта сказка будет интересна школьникам, так как ее герои только школьники, однако не оставит она равнодушными и взрослых людей, которым надоело читать про перестрелки, моря крови или разные сентементально-эротические глупости. Повесть “Луэлла” может нравиться или нет, но равнодушным она не оставит никого. Возможно, она может стать начальным этапом в понимании фантастики. Думаю, что книгу Алекса Бора с интересом прочитают те, кому нравятся книги Булычева и Крапивина – чем-то близки мысли и чувства начинающего тверского автора-фантаста этим известным писателям. Единственное пожелание автору, которое напрашивается само собой – написать продолжение сказки “Луэлла”, сделать финал менее печальным. Наталья Кузнецова, г. Кашин, Тверская область. Произведения Алекса дают мне ощущение светлой грусти. Именно грусти, а не тоски. То чувство, что возникает при чтении его строк, подобно мотыльку на лезвии лунного луча, оно лечит душу, погружая ее в глубокие воспоминания чего-то далекого, из детства. Мы легко забываем те мысли и чувства, что будоражили наше воображение в ранние годы, произведения Алекса воскрешают их. И еще – в его произведениях есть чистота, чего так не хватает многим современным авторам, утопившим свои детища в потоках крови. В произведениях Алекса есть смерть, но нет крови. И хочется верить, что смерть пришла не навсегда… Что бы я хотела пожелать Алексу – человеку, которого считаю своим другом? Побольше оптимизма, юмора и света. Ведь несмотря ни на что хочется верить, что Алые паруса никогда не пойдут на портянки солдатам, и кто-нибудь поднимет с земли обгоревшую алую тряпочку и сделает крохотный парус к деревянному детскому кораблику, который понесет к морю в своих детских ладошках юная Ассоль. И получит предсказанное чудо. Именно такой кораблик смастерил Алекс на страницах своих рассказов. “Луэлла” – произведение чистое и красивое, как капелька росы. Но сюжет нужно развернуть, сделать более динамичным. Надо больше действия. Архитектура – это хорошо, но фантастика – это фантазия и ритм. Наталья Лосева, инженер, г.Тверь. Прежде всего хочу поздравить Алексея, начинающего автора, с несомненным успехом. Для меня знакомство с книгой стало открытием Алекса Бора, соратника по творческому клубу “Роса”, как писателя. С полной уверенностью могу сказать, что “первый блин” не вышел комом. Автор сумел создать свой мир, окрашенный в светлые тона романтизма, и повести читателя за собой. А это уже немаловажно. Для окончательного переноса читателя в мир фантазии автору желательно бы оторваться от Волги. Переживания главного героя повести “Луэлла” близки и понятны, хотя иногда сильно затянуты. Читатель сочувствует, сопереживает героям повести, открывает что-то новое в отношениях между людьми. Лирические описания природы подтверждают возможности Алексея как писателя, что дает надежду на будущее, при условии, что автор будет продолжать работать и совершенствоваться. К удаче автора можно отнести образы главных героинь повести - Луэллы, Фиделины, их характеры очерчены так удачно, что кажется, что персонажи — живые люди. Рассказы “Праздник грусти” и “Разорванные паруса” написаны на стыке Любви и Жестокости, где Любовь обречена на смерть в мире Жестокости. В “Празднике грусти” герой отдает любимую девушку “клетчатому повелителю мира” для дальнейших ее страданий. А в “Разорванных парусах” герои очень быстро и нелепо гибнут. Хочется верить, что Алексей выстроит будущие произведения таким образом, чтобы вызвать положительные эмоции у читателя, радость за победу над Злом. Или хотя бы вложит в героев малую толику упорства в достижении цели, чего так не хватает людям в наше нелегкое время. Хочется пожелать автору “романтических фантазий” Алексу Бору (честно говоря, мне совсем не нравится его столь неромантический псевдоним) творческого вдохновения, дерзаний, новых экспериментов в области фантастики. Надеюсь, что он и в дальнейшим будет радовать читателей своими произведениями. А для тех, кто не читал книгу “Луэлла”, хочу посоветовать непременно прочитать ее.
Сироткина Нина Михайловна, пенсионерка, г. Тверь. Прочитала книгу “Луэлла”, написанную совсем еще молодым человеком Алексеем Борисовым. Что сказать о прочитанном? Наверное, можно найти как плюсы, так и минусы в прочитанном. В основном повесть рассказывает о дружбе школьников-подростков. Но подзаголовок “романтическая фантазия”, скорее всего, лучше заменить на “Беседы подростков о звездно-фантастическом мире”. Собственно фантастике посвящено несколько страничек, где героиня повести Марисель-Лэлла как-то неожиданно, сначала на глазах Андрея, а потом в присутствии Андрея и Фиделины, улетает на свою планету. Такой поворот можно отнести к минусам фантастики, поскольку самой фантастики очень мало. К недостаткам можно отнести много повторов одних и тех же мыслей. В бесконечные диалоги между Андреем, Марисель и Фиделиной иногда включаются эпизодические персонажи — Таня Громова и Лена Воронюк, которые создают фон. Выглядит не совсем естественно, что Андрей — подросток тринадцати лет — дружил исключительно с девочками. Обычно дети и подростки этого возраста дружат с детьми своего пола. Но дружба эта описана очень по-доброму, хотя в одном месте Андрей и вспоминает, что когда-то обижал Фиделину до слез. Можно допустить, что она его простила, и дружба состоялась — такое может быть. Герои повести увлечены астрономией и часто смотрят на звездное небо и ведут обстоятельные разговоры о жизни на других планетах. Но не слишком ли много об этом? В этом возрасте бывают и другие интересы. Улетая, Луэлла высказывает свое впечатление от Земли: “прекрасны леса и поля, реки и моря, степи и пустыни... Прекрасны города, старые и новые...Прекрасны люди, жители этих городов”. Однако все действие повести происходит в одном дворе с некоторыми экскурсиями по городу. Где Луэлла могла увидеть красоты Земли, автор умолчал. То есть небольшой “минус”. Андрей водит Луэллу и Фиделину по городу Староволжску, в котором местный читатель сразу узнает Тверь. Здесь, конечно, автору нужно ставить большой “плюс”. Алексей любит свой город, его историю, он подробно описывает старинные кварталы и памятники архитектуры, жалеет, что не все они сохраняются как надо. Два рассказы в конце книга — “Праздник грусти” и “Разорванные паруса” повествуют о том, что любовь в нашем жестоком и беспощадном мире обречена на гибель. Это очень реально, хлтя и пессимистично. Стоит хоть где-то зародиться любви или доброте, как их тут-же настигает смерть. То есть Алексей Борисов хоть и фантаст, но смотрит на мир с позиций реализма. В целом же можно сказать, что после всей той пошлости, которая льется на нас с экрана, что смотрит на нас с книжных обложек, книга Алексея — как чистый ручеек. Хотелось бы пожелать ее автору больших тиражей. Вера Грибникова, президент творческого клуба “Роса”. Второго февраля 1999 года в творческом клубе “Роса” праздновался день рождения книги Алексея Борисова “Луэлла”. Алексей стоял у самых истоков образования нашего клуба, и мы знали его не только как яростного поклонника фантастики, но и как ершистого спорщика, любителя насмехаться над высокими чувствами — Любовью и Дружбой. Поэтому рождение “Луэллы” меня приятно удивило. Передо мной предстал незнакомый Алексей. Повесть “Луэлла” явила нам человека, влюбленного в свой родной город, мечтателя, неисправимого романтика, человека, болеющего не только за будущее Твери, но и всей планеты Земля. В описаниях Староволжска легко узнаются многие места Твери. Невольно отмечаешь интерес автора к истории города, проникаешься его грустью, когда видишь его глазами обветшалые памятники старины, которые беззащитны перед временем и людским равнодушием. “... тихая старинная улочка, носившая название Медная. От нее веяло поэзией и добротой. Медная была самой узкой улочкой в Старом Городе. Ее мостовая еще в девятнадцатом веке была вымощена булыжником и камни эти помнили скрип старинных экипажей, шаги Пушкина, Гоголя, Достоевского, которые часто бывали в Староволжске. Да, очень богата была каменная и деревянная летопись моего города. И только одно заставляло в тревоге сжиматься сердце: с каждым годом, месяцем и даже днем все меньше и меньше становилось старинных домиков прошлых эпох, они медленно, почти без боя, уходили, уступая свои исконные места безликим бетонным коробкам и уродливым пустырям...” Улица Медная — это улица Медниковская. Я прожила десять лет на соседней с Медниковской улочке, и часто гуляла по Медниковской вместе с коляской и уже подрастающим сыном. Поэтому я особенно благодарна Алексею за его зоркость и доброту. Он живет на другом конце Твери, в современном микрорайоне, но с детства любит бродить по старинным улочкам и переулкам родной Твери. Наверное, поэтому он сумел узнать, разглядеть и главное увековечить в своей книге “доброту и поэзию” тихой, неприметной улочки, которая, пожалуй, вскоре будет стерта с лица города новомодными коттеджами пресловутых “новых русских”. И набережная Степана Разина, и церковь Белая Троица — многое нашло свое место на страницах “Луэллы”. Особенно любовно автор рассказывает об “иностранном дворе”, в котором жили друзья его детства. Я думаю, многие тверские читатели будут благодарны Алексею за возможность снова прикоснуться к детству, тому прекрасному и безвозвратно ушедшему в никуда времени, когда было много хорошего, чистого, светлого. Повесть заканчивается спасением Земли. И пусть это сделала инопланетная девочка, но ведь именно здесь, на Земле, она была счастлива, и свою маленькую жизнь она пожертвовала ради спасения друзей из “иностранного двора”, их мам и пап, тенистого Городского сада и ажурного моста через Волгу. Всей нашей прекрасной планеты... Конечно, Алексей мог оставить инопланетную девочку в живых — и к этому есть предпосылки, однако столь оптимистических финал не был бы правдивым. Алексей как бы призывает задуматься: “Люди, а мы что же? Разве мы, живущие на этой планете, хуже этой девочки, которая сумела полюбить Землю как свою родную планету, разве мы не можем постоять за нашу Землю, очистить ее от скверны, от зла, от войн?...”. Наверное, можем. Но не хотим... В одной из газет была опубликована критическая статья на, автор которой определил повесть Алекса Бора как “школьное сочинение”. Я думаю, он погорячился. Но даже если он как критик и прав, мне как читателю повесть понравилась. Есть в ней, конечно, и недоработки, и длинноты, — но главное совсем в другом. Главное — в ней есть человеческая доброта, неравнодушие и светлая грусть, чего трудно найти у многих современных авторов. Хочу от души пожелать Алексею творческого вдохновения и новых книг. Ирина Мояченкова (Козлова) , учитель русского языка и литературы, г. Тверь. Алексея я знаю очень давно — мы учились на одном курсе филологического факультета Тверского университета. Еще в студенческие годы он что-то писал, мечтал издаться. И вот наконец его мечта осуществилась, вышла первая книга. Правда, вышла на его же собственные деньги. Но хочется верить, что эта книга не станет последней, и что за издание следующей книги Алексею не придется платить свои деньги. “Луэлла”. Эту повесть я читала еще в студенческие годы — Алексей давал читать ее своим друзьям-однокурсникам. Тот вариант, который у него был тогда. Теперь, когда повесть вышла, я могу сказать, что заметен несомненный рост Алексея как писателя. Текст, который вошел в книгу, очень отличается — в лучшую сторону — от текста, который я читала раньше. Конечно, в повести есть отдельные недостатки, погрешности — но они исправимы. Да и, честно говоря, когда читаешь эту книгу, в ней не хочется искать недостатки. Гораздо важнее понять, что хотел сказать автор, почувствовать его заботы и тревоги. Алексей написал книгу о своем детстве, о своих друзьях-кубинцах, которые когда-то жили в нас в городе, но затем уехали. Когда читаешь повесть Алексея, невольно вспоминаешь собственное детство, — у каждого из нас в детстве были свои друзья, с которыми по разным причинам со временем прервалась дружба... Повесть Алексея заставляет задуматься о том, что не все в нашей жизни происходит так, как нам хочется... Действие “Луэллы” происходит в Староволжске, — городе, в котором каждый житель Твери легко узнает свой родной город. Алексея беспокоит судьба исторических памятников родного города, которые постепенно уничтожаются равнодушными людьми. Наивно, конечно, предполагать, что, прочитав те щемящие душу строки, люди одумаются и прекратят разрушать нашу историю. Наивно так думать — но все-таки хочется верить... В целом повесть Алексея оставила у меня приятное впечатление. Ее автор имеет все возможности для дальнейшего творческого роста. Хочу пожелать своему бывшему однокурснику успехов в творчестве. Так держать! Стремись к своей вершине! Диана Гордеева, библиотекарь, г. Тверь. Из сборника романтических фантазий Алекса Бора мне особенно понравилась повесть Луэлла. На мой взгляд, она очень поэтична. В ней рассказывается об инопланетной девочке Луэлле, которая погибла, но спасла не только своих друзей, но и планету Земля. На ее родной планете с поэтичным названием Ауэя нет ни любви, ни дружбы, хотя планета, с которой прилетела Луэлла, обогнала Землю на много сотен лет в развитии. Мне кажется, что в повести “Луэлла” автору удалось зарождение чувства любви в душах подростков. Юному читателю эта повесть показывает, что нельзя быть счастливым, живя только для себя, насколько полна жизнь смысла, если в сердце человека живут эти чувства, и то, насколько она бедна, безрадостна и бессмысленна без них. Я давно знаю Алекса, и очень удивилась, что он может писать такие светлые, добрые вещи, потому что в жизни он совсем другой... Алексу, конечно, еще предстоит работать над языком и стилем, далеко не нов и сюжет повести, но я думаю, что это не так важно - ведь каким бы ни был сюжет, если книга лишена души, она ничего не стоит. А душа у этой повести есть.
Елена Миронова, учитель русского языка и литературы, п. Лотошино Московская обл. Самое интересное в “Луэлле” Алекса Бора — это поразительное несоответствие жанра (“романтические фантазии”) с образом самого автора, известного близким друзьям и знакомым как человека скептического склада ума, с деловой хваткой и привычкой критиковать и ниспровергать всё и вся, т.е. абсолютно неромантического. Если попытаться провести слабое подобие литературоведческого анализа, то у повести “Луэлла” куда больше недостатков, чем достоинств. Возможно, Алекс мог проявить себя как очеркист или критик, способностей у него хватает, но ему угодно было создать художественное произведение, да еще и фантастическое. В результате получилось лоскутное одеяло, старательно скрепленное рукой филолога, знающего законы жанра. Правда, знать и уметь — не всегда одно и тоже. Четко прослеживаются три “куска” — очерк о судьбе родного города (чувствуется явное неравнодушие и знание темы), трогательные воспоминания о детстве (собственного, насколько известно доморощенному критику) с по-настоящему живыми персонажами, и фантастическая история Луэллы. Однако стоило ли силком заталкивать в фантастический сюжет то ценное, что есть в повести? Это остается на совести Алекса. Что касается героев, то они, в принципе, прорисованы схематично, главный герой-повествователь и вовсе неприятен своим позерством, безволием и трусостью, а разные “научные” термины и завоеватели Вселенной из “лягушачьей” породы погоды не делают. Все это уже было, было, было... ...А грусть по уходящему детству — это настоящее, и детство ведь действительно нельзя вернуть, как нельзя влезть в детские вещи, заботливо сохраненные мамой в дальнем углу кладовки. Да и не стоит. Хочется пожелать, чтобы Алексей поверил, что не все хорошие люди остались в прошлом, и их не надо выдумывать — они вправду рядом. А еще не надо жонглировать словами, хрестоматийными образами и литературными приемами, а идти дальше и искать свой путь, свое лицо. Неужели с 1993 года не появилось ни одного нового произведения? А хотелось бы почитать, сравнить... Дабы подсластить пилюлю и отойти от образа строгого критика, добавлю: мне кажется, что наиболее удачная вещь сборника — новелла “Разорванные паруса”. Пусть и она не без греха, но это законченное произведение, трогающее душу и заставляющее задуматься. Согласитесь, что это немало. Так что желаю Алексею творческих успехов!
Сборник фантастической прозы тверичанина Алекса Бора “Этот мир – мой” поражает неискушенного читателя обилием авторских неологизмов. Начитавшись Толкина, Перумова и Лукьяненко, писатель с упорством, достойным лучшего применения, пытается выдумать что-нибудь эдакое, но его фантазия не идет дальше памятника Ленина – традиционного места встреч тусовщиков легендарной в середине 90-х газеты “Смена+”. Проза Алекса Бора — отличный пример беспомощных вариаций на писаные-переписаннные сюжеты из сокровищницы советского фантастического искусства. Жанр размыт до основания — легкая фэнтизийная подкладка соседствует с романтическими описаниями и томными вздохами начитавшихся Перумова девушек, а в пространстве собственно “твердой” НФ и космической оперы Бор затерялся, как “спас-капсула в гравитационном поле черной дыры”. Создается впечатление, что тверской фантаст попал в плен неплохих в принципе произведений для среднего школьного возраста, принадлежащих перу уральского сказочника В.Крапивина. Там, правда, не было беспомощных описаний эротических сцен, но Бор с успехом переплавил туманные сексуальные намеки в легкий петтинг своих лирических героев. А неологизмы — господи ты, боже мой! Инопланетяне – так обязательно “цпехи”, язык сломаешь! Разведывательный крейсер — мало того, что “Робингуд”, да еще и пишется слитно. А чего стоит заковыристое и совершенно непонятное, но героическое словосочетание “вольнонаемный комбатант”! Так и хочется схватить бластер и мочить этих гадов-цпехов! В общем, смешно. Сюжета как такового нет ни в одном из рассказов, психологизмом и не пахнет, схематические образы героев до жути похожи друг на друга. К сожалению, фантастические грезы автора сборника навеивают здоровый и освежающий сон. Зато сам Алекс Бор, скорее всего, не спит, сердце, преданное фантастике, стучит, ну не хочется ему покоя. Напоследок — цитата из рассказа (автор поскромничал, записав его в несуществующий жанр “фантазии”) “Этот мир – мой!”: “И проваливаясь в жаркий омут объявшей его страсти, Олег краешком сознания ощутил, что не сможет ограничиться только поцелуями... потому что мимолетное воспоминание о быстром прикосновении к груди девушки не оставляет ему выбора...”. Какой уж тут выбор — идти учиться на маньяка или писать рассказы, попутно волоча юношеский груз неутоленных желаний, а заодно и грезы о соблазнительной девичьей груди? Николай Серов, “Тверская газета”.
|
. |
|
Набор текстов авторский Last update 03.06.2000 |