.


АЛЕКС БОР

ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕЦЕНЗИИ, ИНТЕРВЬЮ

.
 

.

 

Назад

 

.

ПОЭТЕССА, КОТОРАЯ ВОДИТ ТРАМВАЙ

Вера Грибникова - поэтесса, которая хорошо известна в тверских литературных кругах. Ее стихи часто публикуются на страницах тверских газет, Вера - автор двух поэтических сборников - “Роса” и “Соло”. Ровно год назад она вступила в Союз Писателей. А в начале декабря исполнилось семь лет литературному клубу “Роса”, который был создан при непосредственном участии Веры Грибниковой. А еще знаменитая поэтесса имеет весьма романтическую профессию — в обычной жизни она водит трамвай.

— Не знаю, как у других читателей, а у меня создалось впечатление, что ты очень легко пишешь свои стихи…

— Дело в том, что я пишу только по вдохновению. По заказу ничего написать не получается… Должен быть некий толчок, затравка, своеобразный связной "пароль" для входа в обитель Музы. Это может быть событие, слово или чья-то фраза, или что-нибудь подобное. Вот тогда действительно пишется легко и просто, строки так и кладутся на лист бумаги. Это уже потом занимаешься чисткой и осмыслением написанного. Иногда так быстро "услышишь" и запишешь надиктованное Музой, что опомнишься только когда поставишь точку. Это уже потом занимаешься чисткой и осмыслением написанного. Раньше я относилась к своим стихам легче и проще не замечала многих огрехов и ляпов. Теперь же, после общения с людьми творческими, с профессионалами смотрю на поэзию не как на забаву, а как на сложную, но удивительную науку, у которой есть свои законы, тонкости, особенности. Поэзия - это нелегкий труд.

— Что касается профессионалов… Ты — член Тверского отделения Союза Писателей. Что там происходит сейчас? Нужен ли вообще в наше время Союз Писателей?

— А что там может происходить? Люди работают, занимаются делом. Если ты хочешь узнать о пересудах и сплетнях, которые периодически раздуваются в печати, то я от них очень далека. Одно могу сказать — в Тверском книжно-журнальном издательстве, возглавляемом Евгением Борисовым, книги издаются достойные, как по оформлению, так и по содержанию. И еще. Человек, тем более творческий, должен в первую очередь спрашивать с самого себя, не ожидая даров на блюдечке с голубой каемочкой. Мы вот сами создали свою "Росу", и уже семь лет радуем друг друга, тверской люд, и даже за пределы области ниточки знакомств тянутся. В Союзе Писателей о нас знают. Евгений Иванович Борисов приглашал нас на поэтические чтения в Городском саду, в свой альманах взял стихи членов клуба. Это я к тому, что не надо искать виноватых, нужно действовать. Сейчас главное всем творческим, неравнодушным людям сотрудничать, знакомиться, дружить, нести людям чистое слово, возрождать русский язык…

— Кстати, о "Росе", творческом клубе, руководителем которого ты являешься. Клуб, вопреки всем прогнозам, не только выжил, но и занял свою нишу в литературной жизни Твери…

— Да, мы крепнем с каждым годом, обрастаем друзьями. Есть и текучка, но это потому, что случайные люди у нас не задерживаются — те, кому чужды поэзия, дружба, участие, взаимопомощь. Ядро клуба, его актив - это человек 10-15. Это уже проверенный, сложившийся коллектив. Отрадно, что к нам стала приходить молодежь, хочу особо выделить Анну Корнюхину, Виталия Малышева, Наталью Маркелову, Зою Глазачеву. Недавно добавились две "заочницы" к нашему заочному контингенту, это поэтессы-инвалиды Марина Жужкова и Любовь Образцова. Мы с ними общаемся у них на квартирах. Это удивительные женщины, дай им Бог здоровья и сил. В общем, живет наша "Роса" полнокровной жизнью, мы вместе отмечаем праздники, дни рождения, выбираемся на природу и различные поездки, делаем стенгазеты и фотоальбомы. А главное — не замыкаемся от других за дверями "Горницы" библиотеки имени Герцена, они всегда открыты для людей творческих…

—Но вернемся к твоему творчеству… Не тяготит ли тебя образ поэтессы-водителя трамвая?

А почему он должен меня тяготить? Это ведь не имидж, а действительно образ жизни, две половинки сердца. Ведь если имидж нужно постоянно поддерживать, играть роль, то здесь все идет своим чередом: трамвай бегает, стихи пишутся. Хотя — это легко сказать… А на самом деле моя работа - водитель трамвая — очень сложная, ответственная, выматывающая. Тем более сейчас, когда движение в городе стало сумасшедшее, а шоферская этика скатилась к нулю. Домой приходишь, как после мельничных жерновов, рухнуть бы в отключку, но… Дела семейные не дают расслабиться, вот и командуешь себе: "Марш на кухню!" Отсюда и стихи рождаются семейно-бытовые:

Своим домашним я дала разнос:
Сынок чумаз, не вымыта посуда.
Супруг лежит, в газету спрятав нос
И прикрывает лень свою простудой.
Вот бабья доля! Как не злиться тут
На праздное мужское населенье?
Едва рабочий сбросила хомут,
Хомут семейный смотрит с вожделеньем…

Однако журчащий говорок кухонного крана может надиктовать довольно любопытные лирические строки, и множество моих стихов создано возле кухонной мойки. Между прочим, говорят, что и Агата Кристи на кухне писала свои детективы, говоря: "Как увижу гору грязной посуды, так сразу хочется кого-нибудь убить…" Но я не такая кровожадная, к счастью. Из меня больше юмор на кухне прет. Например, все диалоги с Александром Сергеевичем Пушкиным созданы на кухне.

 

—А почему ты пишешь стихи от мужского имени?

— Творчество — оно непредсказуемо. Началось все в те времена, когда существовали газеты с "посланиями", "Ярмарка" и "Смена+". Это время кануло в Лету, о чем я весьма сожалею. В переписке встречались послания женщин, которые тосковали о сильном мужском плече, о чутком, заботливом спутнике жизни. Эти послания и вдохновляли меня к написанию ободряющих, вселяющих надежду строк. Ведь не все мужчины гады и сволочи, как принято бросать в сердцах при определенных обстоятельствах в их адрес. Вот и хотелось мне реабилитировать мужчин, и женщин морально поддержать. Кстати, с самого детства я любила мальчишеские компании и активные игры: мы играли в Тарзана, в индейцев, в амазонок, палили из самодельных пистолетов, метали ножи…

Друзья, мне сорок стукнет скоро,
А с этою привычкою — беда:
Всё, знаете ли, тянет на заборы.
Не повзрослею, видно, никогда!

В настоящее время я редко пишу стихи от мужского имени, но иногда находит — вдохновляют различные жизненные обстоятельства. Правда, я некоторые стихи особо не афиширую, а то у некоторых возникают щекотливые вопросы: дескать, все ли у меня в порядке с сексуальной ориентацией… Чудаки, ей-Богу… Я - женщина от макушки до пяток, от атомов до молекул, и так далее… Просто к моей Музе иногда залетает в гости симпатичный Муз… Шучу, конечно, но ведь без уток жить трудно. Не скучно, а именно трудно…

 

— В 1998 году ты издала две книжки стихов - "Роса" и "Соло". Прошло три года с тех пор. В периодической печати твои стихи печатаются часто, однако книги почему-то не выходят. Почему? Порадует ли поэтесса Вера Грибникова своих поклонников новыми сборниками?

— Чтобы издать книгу, нужны деньги… Тем не менее в следующем голу Тверское книжно-журнальное издательство вставило в план мой поэтический сборник. Книга будет, видимо, называться "Зимородок", туда войдут как новые, так и старые стихи. Почему "Зимородок"? Просто я родилась зимой, в феврале…

© Алекс Бор, 2002

“Караван+Лоция”, № 1 (16.01.—23.01) 2002.
“МК” в Твери”, № 1-2 (10.01 — 17.01) 2002

 

.

Страница размещена на сервере
Тверской областной библиотеки им. А.М. Горького
в рамках проекта "Тверское книгоиздание: авторы"

Набор текстов авторский

Last update 10.02.2002