Как Надежда вышивала «гимн» Тверскому краю

<< Надежда Новожилова

Обозреватель газеты "Вече Твери" Валерий Федорович Бурилов

Что на роду было написано

Прабабушка и прадедушка Надежды служили у калязинской барыни Пухальской. Работа у господ была чистая: прадед развлекал их игрой на всех мыслимых музыкальных инструментах, пел в церкви, а заодно сапожничал. Прабабушка шила на барыню и плела на коклюшках известные всему миру калязинские кружева.
Надежда о своих ранних предках знает по рассказам, а дедушку с бабушкой помнит хорошо. Один тачал сапоги, другая шила. Рукодельницей прослыла и мать. Надежда в семье была самой младшей, шестой. Шесть ртов для хозяйки дома - работа от зари до зари, но мать успевала пошить - повышивать. Труд ее кропотливый помогал материально поддерживать семью. Надежде сама судьба наказала наследовать родословное умение. В Калягине, где родилась и училась, была завсегдатаем местного музея. Его экспонаты перенесены из Макарьевского монастыря. От роскоши монашеского рукоделия разбегались глаза. Образцы зарисовывала для себя. Не знала еще зачем, а переносила на бумагу. Нравилось - и все тут.
Кстати подвернулась знакомая, которая училась в Москве искусству вышивки. Надежда после школы - прямиком по ее стопам. Конкурс - 7 человек на место. Надежда думала тогда по наивности, что вышивки ее самодельные и есть пропуск к близкому общению с искусством. Оказалось, и рисунок хороший требуется, и композиция. А с этим у Надежды было слабовато: по рисунку получила на экзаменах «трояк». Зато по другим предметам «отлично».
На отделении вышивки и кружевоплетения художественно-промышленного училища им. Калинина особенно усердствовала над техникой живописи, рисунка. Помогали родственные гены - постепенно все увереннее становилась рука. Кому-то смешным покажется, но Надежда в часы творческой слабости ходила общаться... с Волгой. «Поговоришь с ней подушевному - и все в тебе оживает, звучит музыкально, и образы рождаются, как узоры на морозном стекле, - невиданные». Практику проходила на «Калининских узорах». Задумала рушник «Тверские птицы». Все от задумки до последнего стежка делала собственноручно. Не вилась нитка затейливо - опять шла Надежда на Волгу...
Убеждена Надежда, что природа, неодушевленные предметы слышат человека и поддаются им в ответ на ласковую просьбу. «Вот говорят про художников, что они не от мира сего. Правильно говорят. Если художник видит то, что другим недоступно или что вообще не существует, значит, сама родная природа ему тайное зрение открывает, если он к ней за помощью обращается».
«Тверские птицы» Надежду от бренной земли оторвали. На Выставке достижений народного хозяйства получила мастерица медаль, премию ей хорошую дали.
Взяли Надежду на «Калининские узоры», определили должность смешную — копировщица, хотя работала художницей. Трудилась как пчелка: все музеи облетывала, искала то, что в нашем крае в прошлом славилось, а потом быльем поросло.
Производственное задание для потока - по 15 узоров в месяц. Мыслимое ли дело в таких временных рамках творить шедевры? Для души времени в обрез оставалось - вышивала только дома в часы досуга. Дом всегда был завален «сырыми» эскизами, месяцами их до гармонии доводила. Старалась внедрить в производство традиционную тверскую вышивку с элементами новации. Ведь вышивка создается не для бабушкиных сундуков. Она родоначальница всех видов прикладного искусства: здесь и графика, и рисунок. А еще - мысль, образ, практическое применение. Раньше без рукоделия ни одно приданое не обходилось. Красота невесты определялась не только лицом, но и ее умением вышивать.
На «Калининских (Тверских) узорах» учила Надежду хорошая воспитательница - главная художница Перетягина. «Трудным была человеком, но как специалисту цены ей не было, царствие ей небесное. У нее вещи крупные отменно получались - портьеры, скатерти, а у меня маленькие - полотенца, салфетки».
Потом Надежда стала главным художником. Какие только вышивки не внедряла в производство! Пришли хорошие машины - австрийские. Дух творчества не уничтожили, а дело намного ускорили, разнообразили и усовершенствовали. Машины - тоже продолжение умелых рук и светлого разума. Настоящий художник просто обязан пользоваться достижениями прогресса.

Феноменальный успех

Сине-белый комплект «Волга» - столешник, салфеточки и полотенце - мастерица вышивала около трех лет. Он экспонировался в Санкт-Петербурге и дважды в Москве. Работу ставят рядом с «гжелью» - та же русская синева и белизна.
За 25 лет стажа Надежда столько вещей отдавала на зональные, областные, республиканские, союзные выставки, что со счету сбилась. Ее работы имели успех в Америке, Японии и Египте, Германии. Они вошли во многие международные каталоги.
Сама Надежда всего однажды была за границей - в Чехии. Там художница блистала в собственноручно расшитом платье. Наряд ценители чуть с плеч не сняли - до того понравился.

Нет пророка

В Твери свои услуги международно признанный мастер кому только не предлагала! Нет у нее сил копить и таить свои способности, знания, умения, талант. Есть у Надежды желание передать тайны вышивания молодежи.
Чего не хватает Надежде, так это пробивных способностей. Стеснительный она, скромный человек. Не может пробить бюрократическую глухоту, не нашла в Твери себе места до сих пор.
Зато в столице ее, наконец, оценили. Она преподает вышивку на кафедре художественного проектирования одежды в Академии сферы быта и услуг. На работу ездит из Твери за свой счет: «Ведь кто-то должен быть альтруистом».
Областной Дом народного творчества организовал в марте 1996 г. выставку работ Н.М. Новожиловой. Первую персональную за 25 лет работы в сложнейшем, кропотливейшем из искусств. Работы для экспозиции отобраны очень интересные.
Одна из них - панно на тверские темы: парень с гармонью и две девицы с цветочками над головами. А над ними - три солнца.

Почему на панно три солнца?

Рассказывает Надежда: «Было в старину три солнца. Стали злые люди подговаривать добрых: изнежились под тремя солнцами, хватит и двух. Поддались уговорам, пригласили охотника. Послал он из лука стрелу через семь облаков в одно из солнц - и пропало оно.
Опять стали жить хорошо. Но снова начали злые люди других подговаривать: очень светло, жарко, хватит нам и одного солнца. Вновь позвали охотника. Выстрелил он через семь облаков - и погасло второе солнце.
Снова стали жить неплохо. Цветы дивные цветут, травы рослые растут, урожаи богатые зреют. Но подговорили злые люди добрых убрать последнее солнце: и без него житье нехудо - зачем зря светить? Сделал охотник черное дело, и стало на земле темно и холодно. Все пропало. Замерла жизнь. Определили ходоков к мудрецу за советом. Пошли они за леса и горы отыскали мудреца. Сказал он ходокам, что нужно задобрить солнце рукоделием красочным, может, и вернется оно на небо. Вернулись ходоки к людям, но не было у них для ниток никакой краски. И тогда один из ходоков отрубил себе руку, полилась кровь и окрасила нитки в алый цвет. Все вышивальщицы навышивали алых рушников, расстелили во множестве на земле. Восхищенное красотой рукоделия, снова взошло над землей одно солнце, да так до сих пор и светит людям на радость.
А еще два солнца только вышивка и легенда сохраняют»

Большая оптимистка

Надежда считает, что ее вышивки будут обязательна востребованы: «Время рассудит, оно же укажет. Будущее поколение обязательно придет к осознанию, что без рукотворной красоты им не обойтись. Вышивка будет жить, пока живы на свете люди, такие, как например, ведновская художница Мария Васильевна Гусева».
Сейчас занята Надежда Новожилова городской вышивкой - рисунок с серебряной нитью. Совершенно новое направление. «Люди, которые умеют ценить искусство, должны принять то новое, что я предлагаю, и вдохновиться им. Вышивка испокон веку благословляла человека на каждый день жизни, встречала его. Случайно ли хлеб-соль всегда подносят на расшитом полотенце?»
Художница мечтает написать книгу о тверской вышивке изученную ею, кажется, до последнего стежка. Хочется ей, чтобы ее работы обязательно видели люди.
По заказу для банкетов в Георгиевский зал Кремля Надежда Новожилова вышила гигантскую скатерть, настольные салфетки и рушник. Набор называется «Тверское солнышко». «Чтоб государственные люди знали, что «тверское солнышко» и Кремлю светить может», - сказала вечно улыбающийся, добрый человек Надежда.
Ее дипломная работа называлась «Древо искусства» и была посвящена всем художникам. На самом деле Надежда вышила «гимн» нашему Тверскому краю.

В. БУРИЛОВ

<< Надежда Новожилова