К 70-летию Тверской (Калининской) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В Калинине в 1936 году была организована областная филармония как филиал Государственной филармонии Всесоюзного комитета по делам искусств. Из документов тех лет мы узнаём о задачах, которые возлагались на филармонию. Главная из них – «систематическое концертное обслуживание Калинина и области только высококвалифицированными исполнителями столицы и иностранными гастролерами». Было принято решение создать в филармонии творческие коллективы: симфонический оркестр, камерные ансамбли, хоровую капеллу.
Творческая база для создания этих коллективов существовала и в самом
Калинине, где на культурно-просветительском поприще трудилась целая плеяда
видных музыкантов, имена которых до сих пор являются символом
бескомпромиссного служения тверской культуре. Это Н.М. Сидельников, Н.П.
Ишиев и другие.
Они воспитали десятки талантов: инструменталистов, певцов, дирижёров, которые разъехались по всей нашей необъятной стране. Но руководство Всесоюзного комитета по делам искусств приняло решение: создать в Калининской областной филармонии симфонический оркестр на базе выпускников оркестрового факультета Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Концертмейстером оркестра был Яков Абрамович Киппер, музыкант, внёсший огромный вклад в становление и развитие скрипичной школы г. Калинина и обширной Калининской области. Из Москвы для работы с оркестром приехал известный дирижёр В.В. Целиковский, впоследствии народный артист РСФСР, дирижёр Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио.
В.В. Целиковский стал художественным руководителем и главным дирижёром
симфонического оркестра Калининской областной филармонии.
Открытие Калининской областной филармонии состоялось 17 июня в Городском
саду. Для столь торжественного события эстрада Городского сада была
выбрана не случайно. По воспоминаниям народного артиста В.М. Зельдина, в
20-ые годы жившего с родителями в Твери, Городской сад был любимым местом
досуга тверичей. В нём постоянно звучала музыка, чаще в исполнении духовых
оркестров. Отец Зельдина был капельмейстером оркестра, который
неоднократно играл в Городском саду.
Интенсивность деятельности музыкантов симфонического оркестра филармонии поражала. Уже через неделю после открытия филармонии на очередном концерте в исполнении оркестра прозвучала новая программа из сочинений Н.А. Римского-Корсакова, в которую входили: сюита «Шехерезада», сюита из оперы «Сказка о царе Салтане», сцены из опер. А далее были программы из сочинений современных советских композиторов: Н.Я. Мясковского (симфонии которого даже в наше время звучат не часто), Д.Б. Кабалевского, Д.Д. Шостаковича. Артисты ГАБТ СССР регулярно приезжали в Калинин. Так, в концертах сезона 1936-1937 г.г. с блеском выступали народные артисты РСФСР Л.Ф. Савранский (в будущем профессор МГК им. П.И. Чайковского-педагог народной артистки СССР И. Архиповой), любимец калининцев С.Я. Лемешев, Е.А. Степанова - блестящая исполнительница женских партий в операх Н.А. Римского-Корсакова, собирательница народных песен Ирма Яунзем и многие, многие другие известные на всю страну певцы - гордость русской вокальной школы.
В филармонии началась повседневная концертная жизнь. Интерес калининцев к
выступлениям симфонического оркестра не только не проходил, но и нарастал.
Появился новый слушатель. В этом и состояла одна из задач филармонии -
расширить аудиторию любителей классической музыки. В.В. Целиковский организовал и городской хоровой фестиваль, в котором приняло участие до двухсот человек. Так началась шефская (теперь благотворительная) деятельность филармонии, которая с успехом продолжается и поныне. В Твери всегда любили оперу. Об этом в своих «Воспоминаниях» пишет С.Я. Лемешев: «В 1920 году, когда мне не было и восемнадцати лет, я ушёл из деревни в Тверь и поступил в кавалерийскую школу. Здесь же, в Твери, мне посчастливилось встретиться с высоким профессиональным искусством, оперным и балетным, испытать на себе его огромное влияние. Летом 1921 года в Твери в Городском театре состоялся концерт Л.В. Собинова». В 30-ые годы в Твери при Доме культуры железнодорожников существовал Народный оперный театр. Филармония сразу же стала считать этот театр своей дополнительной концертной площадкой. По инициативе В.В. Целиковского на сцене этого театра были поставлены великие оперы: «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Травиата» Д. Верди и другие оперные шедевры. Играл симфонический оркестр филармонии, а солистами были специально приглашённые артисты ведущих театров Москвы: ГАБТ СССР, Театра оперы и балета им. Станиславского и Немировича-Данченко, оперной студии Московской Государственной консерватории. В 1937 году на сцене Дома Красной армии в концертном исполнении была представлена опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Партию Ленского исполнял известный артист, солист ГАБТ СССР Н. Тимченко. В 30-ые годы в Калинин приезжали прославленные дирижёры. Они выступали с филармоническим симфоническим оркестром. Один из них - известный дирижёр А.В. Гаук - основатель, главный дирижёр и художественный руководитель (1936-1941г.г.) Государственного симфонического оркестра Союза ССР, оркестра, который до сих пор имеет постоянные творческие контакты с Тверской филармонией.
Событием для культурной жизни нашего города стал приезд в те же годы
крупнейшего немецкого дирижёра Оскара Фрида, который с 1934 года жил в
СССР. Я.А. Киппер вспоминал, что оркестр под управлением великого О. Фрида
исполнял сочинения Л.В. Бетховена: симфонию №5 до минор и увертюру «Леонора».
Приезд зарубежного дирижёра такого уровня в Калинин, безусловно, был
крупным событием.
С 1938 года симфонический оркестр филармонии возглавил С.Г. Делициев. Крупный музыкант, он прошёл школу дирижёрского мастерства у известного симфонического и оперного дирижёра, Народного артиста СССР Б. Хайкина. Репертуар оркестра пополнился многими яркими сочинениями, среди которых были и редко звучавшие в то время произведения Р. Вагнера, К. Дебюсси. Благодаря С.Г. Делициеву в филармонии дали концерты великая певица Н. Обухова, известный бас Г. Батурин. Творческие контакты с московскими артистами были непрерывны.
Уже в первый сезон в филармонии для удобства слушателей были выпущены абонементы. Так, на афише 1937 года оповещается о премьере оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин», где сказано: «Действителен талон сезонного абонемента № 12». В абонементных концертах большое внимание уделялось лекционной части, что, безусловно, привлекало начинающих слушателей, входящих в мир классической музыки. Много выступлений перед концертами проводил музыкант оркестра, альтист Володзько. Лекции о музыке читали приглашённые из Москвы профессора С. Богуславский и В. Владимиров. В филармонии началась постоянная просветительская работа с юным поколением калининцев. Так, в 1937 году на концертных площадках всего города было дано 24 концерта в учебный период и более 50 – в летний. Уровень концертной деятельности филармонии высоко оценили руководители области. Президиум облисполкома постановил организовать и провести в 1937 году 15-20 концертов в городах и районных центрах Калининской области. С тех пор, т.е. с 1937 года, и началась гастрольная жизнь по области артистов филармонии – сложная, но очень благодарная. По горячим аплодисментам артисты понимали, что их ждут, концерты нужны слушателям! В этом и есть смысл работы филармонических артистов!
Я.А.Киппер рассказывал об уникальной работе. Симфонический оркестр
Калининской филармонии под управлением С.Г. Делициева дал десятки
концертов в городах, на крупных станциях железнодорожного пути
Москва-Ленинград. Эти концерты стали важным культурным событием.
В это же время в филармонии был организован и струнный квартет в составе: Я.А. Киппер (I скрипка), Фомандис (II скрипка), Володзько (альт), Поляк (виолончель). Струнный квартет выступал и с сольными программами, и в содружестве с солистами филармонии. Уже тогда камерная музыка находила отклик в сердцах горожан. Я.А.Киппер вспоминал о блестящем выступлении концертирующего скрипача, нашего земляка, ученика великого Л. Ауэра - Б. Сибора.
В августе 1940 года газета «Пролетарская правда» писала: «В филармонии
ведётся полноценная работа. Концерты имеют успех». Там же проскользнуло и
критическое замечание о плохом состоянии концертного рояля.
Военные годы и период восстановления
филармонии
Осенью 1941 года немецко-фашистские войска подходили к Калинину. Артисты филармонии из тех, кто не был мобилизован в ряды Красной армии, вошли во фронтовые бригады, выступали на призывных пунктах, в воинских частях, госпиталях. Оккупация Калинина длилась недолго. Несмотря на тяготы военного времени в 1942-1944 годах на базе филармонии работал Ансамбль песни и пляски и Театр эстрады (эстрадная бригада). Артистка Ансамбля В.А. Крестешникова была в центре культурных событий города. Она вспоминает, что в Калинине до создания филармонии существовало концертно-эстрадное бюро. С детских лет Вера Арсеньевна была связана с музыкой.
Её отец, Арсений Иванович Крестешников, от природы обладал басом большой силы и красоты. Он пел в Народном театре. Когда в Калинине открыли филармонию, дирижёр В.В. Целиковский стал оказывать профессиональную помощь артистам Народной оперы. Вера Арсеньевна вспоминает репетиции оперы «Князь Игорь»: «Отец исполнял партию Кончака. Я пела в хоре. В. Целиковский с большой симпатией относился ко всему оперному коллективу. На репетициях был дружелюбен, но требователен. Это был изумительный дирижёр. Все его замечания воспринимались исполнителями безоговорочно. До сих пор я помню необычную притягательную атмосферу проводившихся им репетиций. В.В. Целиковского любили все. А сколько людей собиралось в Городском саду на симфонических концертах! Тогда Городской сад был любимым местом отдыха многих. Стояла крытая эстрада «раковина». Там и размещались музыканты оркестра филармонии».
Перед войной В.А. Крестешникова окончила Калининский педагогический институт (факультет математики и физики) и поступила в Калининское музыкальное училище по классу «сольное пение». 20 июня 1941 года в филармонии прошёл концерт выпускников Калининского музыкального училища. Там пела старшая сестра Веры Антонина Копылова, в будущем солистка оперетты, преподаватель Калининского музыкального училища.
Через день началась война. Вскоре Вера Крестешникова пошла добровольцем на фронт и попала в легендарную Панфиловскую дивизию: «Собрались певуньи со всей бригады. Тут же организовали ансамбль с популярным песенным репертуаром. Был и конферансье – выступал с сатирическими куплетами. Часто пели во время бомбёжки. Пули свистели над головой. Выступали и на передовой. Помню один случай. Концерт был на линии фронта. Когда мы начали петь, наступила тишина. Немцы затихли. Кончили стрелять. Стали слушать наше пение – замечательные задушевные песни. А потом зазвучали звонкие частушки про фашистов – их очень любили наши бойцы. И сразу же немцы подняли шквальный огонь. Мы едва укрылись в траншеях.
А в 1944 году я поступила работать в филармонию в Калининский Ансамбль песни и пляски. Я стала артисткой высшей категории. Выступали мы в частях Калининского и Северо-западного фронтов. Пели в блиндажах, госпиталях, в военных частях. Мы жили невероятно: спали 2, 3 часа в сутки. И в таких условиях репетировали каждый день не менее двух часов, так как каждый концерт включал новые песни. Чего мы только не пели! Народные песни, песни советских композиторов – В. Соловьёва - Седого, М. Блантера, А. Новикова, К. Листова, классическую музыку. Бойцы тихонько подпевали. А ещё у нас был замечательный танцевальный коллектив. Его выступления вселяли бодрость и уверенность».
Рассказывает известный тверской хореограф Н.В. Гармашова, поступившая в
Ансамбль в 1943 году: «Все танцоры Ансамбля были большими мастерами и
любили свое дело. Мы жили одной семьей. Со временем Ансамбль стал включать
более 50 человек. В 1944 г. в Калинин по приглашению руководства
филармонии приехала знаменитая Татьяна Устинова, детство и юность которой
прошли в нашем городе. Красивая, улыбающаяся, как солнышко! Т. Устинова
начала с нами заниматься и создала ряд номеров, которые очень понравились
публике. Среди них – «Ах вы, сени…» и другие. А вскоре директор филармонии
сообщил нам: «В Москве в концертном зале им. П.И. Чайковского будет
проходить всероссийский смотр ансамблей, и наш коллектив примет участие в
этом важном мероприятии. Репетиции позади.
И вот мы в Москве. Огромный зал переполнен. Мы, калининцы, на такой сцене!
И радость, и волнение, и успех! После выступления поздравить нас подошли
руководители знаменитых коллективов Советского Союза – А. Свешников и В.
Захаров: «От души поздравляем Вас с успехом, коллеги. Хор выступает на
высоком художественном уровне».
После окончания войны Н. Надеждиной предложили поставить несколько танцев
на фольклорном материале, в том числе песню – хоровод «Березка». В конце 1943 года был издан Указ Комитета по делам искусств о восстановлении деятельности Калининской областной филармонии «с опереттой при ней». В Калинин возвращались приметы мирного времени. Я.А. Киппер вспоминал, что уже в начале 1944 года в филармонии возобновил работу симфонический оркестр, но уже в малом составе. Он выступал и в госпиталях, и в воинских частях. С 1946 года с десятками программ стал выступать струнный квартет, состоявший из известных в Калинине музыкантов: Я.А. Киппер (I скрипка), В.Г. Клеветова (II скрипка), Мензулов (альт), Л. Раснер (виолончель). Концерты малого симфонического оркестра и струнного квартета проходили в Доме Красной армии, клубах, военных частях, городах области.
50 – 60 годы В 50-ые годы в Калининской областной филармонии сложился профессиональный коллектив, способный осуществить самые разные формы и виды культурно-просветительной деятельности. В его состав входили:
С 1948 года художественным руководителем филармонии стал Н.М. Сидельников.
Педагог, композитор, дирижёр, просветитель он вложил свой яркий талант и
творческий опыт в утверждение роли филармонии как эстетического центра.
Н.М. Сидельников придавал большое значение просветительской деятельности
филармонии. При нём работа музыкально-литературного лектория была
направлена на знакомство калининцев с шедеврами классического искусства, в
том числе оперного. В концертном исполнении с литературными эпизодами
перед жителями Калинина, многих городов области были представлены сцены из
опер русских и зарубежных композиторов. Это стало возможно благодаря
талантливому исполнительскому составу филармонии тех лет.
Репетитором-концертмейстером в те годы был замечательный музыкант В.
Угрюмов, который досконально выполнял всю подготовительную работу с
артистами. Особую популярность среди слушателей имели монтажи опер:
«Демон»
А. Рубинштейна, «Пиковая дама» П.И. Чайковского, «Риголетто»
Д. Верди.
Как вспоминает режиссёр музыкально-литературного лектория тех лет М.И. Кларисов, в 1954 году по приглашению дирекции филармонии в опере «Евгений Онегин» П.И. Чайковского пел С.Я. Лемешев. Партия Ленского была одной из самых значимых в репертуаре великого тенора. О Лемешеве - Ленском критики писали: «Лемешев - один из самых выдающихся Ленских… Сама личность артиста, присущий его голосу тембр – нежный, светлый, чарующий лирической мягкостью – как будто созданы для образа юного поэта» (Е. Грошева). В течение двадцати дней эта опера шла на сцене филармонии, на всех крупных концертных площадках Калинина (в том числе и в зале Академии ПВО), во многих городах области (и даже в отдалённом городе Великие Луки!). М.И. Кларисов отмечает простоту и доброжелательность, отсутствие всякой «звёздности» у С.Я. Лемешева. А ведь в те годы он уже был на пике славы! Вместе с С.Я. Лемешевым в опере «Евгений Онегин» пел солист филармонии, бас Г. Збарский (партия Гремина). Он замечательно исполнял также партии Бориса Годунова в одноимённой опере М. Мусоргского, Фарлафа в опере М. Глинки «Руслан и Людмила», Томского в опере П.И. Чайковского «Пиковая дама». Г. Збарский много выступал в области. Его любили за неповторимое исполнение русских народных песен. И мало кто знал, что Г. Збарский – инвалид Великой Отечественной войны, что у него ампутированы ноги. Страшное ранение он получил в последний день войны. Человек неуёмной энергии, в составе филармонических бригад он объездил с концертами не только всю Тверскую область, но и практически весь Советский Союз.
В эти годы продолжал свою триумфальную деятельность Ансамбль песни и танца. Его пополняли всё новые и новые артисты. Среди них – Александра Николаевна Ишиева. Она пришла в ансамбль в 1950 году после окончания Калининского музыкального училища. Об этих годах работы в филармонии она вспоминает как об очень дорогих. Ансамбль был единой семьёй. Артисты Ансамбля выступали в воинских частях всего Советского Союза от Ленинграда, Прибалтики, Молдавии, Таджикистана до Сахалина, Дальнего Востока, Крайнего Севера. Везде был незабываемый приём. Артисты работали самоотверженно. До сих пор Александра Николаевна Ишиева не без доли юмора вспоминает случай, который произошёл на Сахалине в одной из воинских частей: «В разгар концерта на открытой площадке неожиданно буквально обрушился ливень. Артистка читала рассказ под проливным дождём 15 минут, мужественно сохраняя спокойствие. И все зрители, как бы не замечая непогоду, оставались до конца концерта». Такими были интерес и уважение к артистам и уважение артистов к зрителям. В воинских частях любили слушать не только песни, но и популярную классическую музыку. Ансамбль давал много концертов в Калинине и области. Это был высокопрофессиональный коллектив. С ним выступали известные в то время певцы – В. Бунчиков и В. Нечаев, Г. Пищаев и многие другие».
Ансамбль Песни и танца Калининской филармонии просуществовал около 15 лет. Но память о его выступлениях сохранилась и по сей день. Это одна из ярких страниц концертной жизни филармонии. Так же как и в 30-ые годы в филармонии 50-60-х годов продолжается бурная гастрольная жизнь. Калинин с концертами посещают крупнейшие музыканты из Москвы, Ленинграда, союзных республик (Эстонии, Молдавии, Украины и др.). Во многом это объясняется тем, что в 1953 году, почти через 20 лет после основания, филармония наконец-то получила в своё распоряжение красивое здание в центре города, органично вписавшееся в архитектуру Тверской площади (архитекторы П.В. Кухтенков, А.П. Максимов).
Замечательный
концертный зал, акустика, отзывчивый слушатель – всё это привлекало в
Калинин известных артистов. По сложившейся традиции в наш город в этот
период приезжали известные солисты ГАБТ СССР, народные артисты СССР: П. Лисициан (баритон),
М. Михайлов (бас), В. Фирсова (сопрано), Н. Казанцева (сопрано), Зара
Долуханова (меццо-сопрано), наши земляки А. Иванов (бас) и
Т. Тугаринова (сопрано).
Зал Калининской филармонии стал местом постоянных выступлений выдающихся пианистов С. Рихтера и Э. Гилельса, Л. Оборина, Я. Зака, Г. Аксельрода, Е. Малинина, В. Ашкенази, Р. Керера, Д. Башкирова, великих скрипачей: Давида и Игоря Ойстрахов, Л. Когана; квартета им. Бородина; виолончелиста М. Ростроповича и многих великих музыкантов, чьи достижения вошли в сокровищницу отечественной и мировой культуры. В этот период приезжали с концертами и симфонические оркестры. Помнится яркое выступление с произведениями Д. Шостаковича Московского Государственного симфонического оркестра под управлением В. Дударовой.
Частым гостем филармонии в те годы была Светлана Виноградова – музыковед
из Москвы. Она проводила диспуты, на которых иногда по-хорошему накалялась
атмосфера: калининский слушатель имел свою точку зрения на пути развития
современного искусства. Активными участниками таких встреч были и студенты
Калининского музыкального училища.
С конца 50-х годов коллектив филармонии стали пополнять молодые музыканты,
получившие консерваторское образование в послевоенный период.
Тот, кто был в 60-ые годы в театре оперы и балета в Кишинёве слушали
певцов из Калинина А.А. Филиппова (тенор) и Л.В. Ерофееву (сопрано),
исполнявших заглавные партии. В 1964 году А. Филиппов вернулся в Калинин,
где вновь стал солистом Калининской филармонии (Солистом Калининской
филармонии А. Филиппов был и в сезоне 1959-1960 г.г.).
В эстрадных ансамблях участвовали истинные мастера этого сложного жанра:
И. Смирнова, З. Силантьева, Ф. Михеенко, Л. Лазарев, С. Изоитко, А. Гринюк,
А. Хлопов, Л. Никольский, И. Зубарев, В. Иванов, Т. Санжаревская, А.
Баранчиков, В. Дмитрушко, С. Харев, Г. Хохолков, Б. Артемьев, В. Макашов,
Б. Паккас, В. Зимин, С. Иванов, Л. Силантьева и другие.
Позднее в коллектив Калининской областной филармонии пришло следующее пополнение артистов: Вадим Тирон (баритон), Фридрих Гефеле (баян), Ирина Маркелова (домра), Елена Романова (сопрано), Татьяна Соколова (сопрано), Виктор Сухов (тенор), Галина Петрова (мастер художественного слова). Многие из них плодотворно трудятся и по сей день.
В 30-ые годы Калининская областная филармония открывалась как филиал Государственной. После Великой Отечественной войны, став самостоятельной, для Министерства культуры она оставалась по-прежнему «своей». И в Калинине выступали все «звёзды» советского искусства: И. Архипова, З. Долуханова, Е. Образцова, В. Атлантов, Т. Милашкина, З. Соткилава, Ю. Мазурок, Б. Штоколов, Ю. Гуляев, Г. Гаспарян, Л. Зыкина – и ещё многие, многие великие артисты. В 70-ые годы с авторскими концертами в филармонии выступали композиторы А.И. Хачатурян, Н. Богословский, С. Слонимский, А. Шнитке.
В 1969 году Министерством культуры СССР в Калинине был учреждён фестиваль «Мастера искусств – Верхневолжью», впоследствии получивший название «Музыкальная осень в Твери». Организация фестиваля стала свидетельством высокой оценки работы филармонии.
К 80-ым годам назрела необходимость капитального ремонта концертного зала
и всего здания филармонии. Главная трудность, которую осознавало
руководство филармонии и строительных организаций, состояла в сохранении
уникальной акустики зала, соответствующей мировым стандартам. Директор
филармонии В.Е. Боярский приложил максимум усилий, чтобы добиться
расширения площади концертного зала, открыть новый – Малый концертный зал
для исполнения камерных программ, увеличить количество комнат для
репетиций артистов, открыть студию звукозаписи, создать современный вид
всех площадей филармонии.
В 1986 году С. Рихтер в последний раз играл в зале филармонии, который он любил. Концерт этот проходил в рамках гастрольного турне С. Рихтера по городам Советского Союза от Запада до Дальнего Востока. Играл С. Рихтер и в малых городах Советского Союза. Вспоминает преподаватель Тверского музыкального училища им. Мусоргского, пианистка, в 1986-1988 г.г. член художественного совета филармонии Л.Г. Сорокина: «С.Т. Рихтер играл не только в Твери, но и во Ржеве. Конечно же, для любителей музыки небольшого города это было невероятное событие. Для концерта великого музыканта был выбран самый огромный зал города – зал Дома культуры завода электроаппаратуры. Вместимость его - 500 мест. И при этом на концерте не было ни одного свободного! На сцену вышел С. Рихтер. И тут произошло неожиданное. Рояль при такой акустике и таком количестве людей не мог наполнить звуком весь зал. И С.Рихтер спокойно предложил перенести концерт в зал Музыкального училища Ржева. Естественно, мест в зале хватило не всем. И Святослав Теофилович играл на следующий день второй концерт для тех, кто накануне не попал в зал. Со стороны великого музыканта не было высказано никаких претензий. В общении это был потрясающий человек. С. Рихтер разговаривал с любым человеком, который к нему обращался. Он как бы излучал свет. Проезжая Старицу на машине, пианист был очарован архитектурой, красотой пейзажа. Неожиданно С.Рихтер спросил: «Нет ли здесь зала, где можно поиграть?» Требовательный к себе, после концертов он всегда деликатно спрашивал мнение о прошедшем концерте. Ответственность, волнение перед выступлением, а во время его - творческий накал, - вот что наблюдалось в течение всех дней его пребывания в нашем крае».
Искренние друзья Тверской филармонии, музыки с нетерпением и волнением ожидали открытия органного зала. Это торжественное событие произошло 18 октября 1991 года.
За предоставление фотографий и исторических свидетельств автор благодарит:
Гармашову Н.В. Ишиеву А.Н. Кларисова М.И. Крестешникову В.А. Силантьеву Л.Б. Смирнову И. Сорокину Л.Г. Юдину Т.П. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Музыковед М.П. Шишкова |