| Композитор из "Русских ведомостей" 
        (П.И. Бларамберг) БЛАРАМБЕРГ 
                                   ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ 
                                   (1841 - 1907) 
                      | 
                     
                            
                              | 
               
           
      Валентина Серова - композитор, вдова музыкального 
              критика, композитора А.Н.Серова считала П.И.Бларамберга „самым 
              талантливым и самым способным музыкантом" и утверждала в разговоре 
              с И.Е.Репиным, что сторонники „новой музыкальной школы" в 
              Петербурге „не дают ему никакого хода". 
          
              
                       | 
                       | 
               
           
      Композитор, педагог, профессор Музыкально-драматического училища 
              Московского филармонического общества, друг Н.А. Римского-Корсакова, ученик по 
              фортепиано М.А.Балакирева, П.И.Бларамберг был в центре 
              художественной жизни своего времени. Это ярко выражено в письме 
              В.Стасова к М.Балакиреву: „В Москве видел Бларамберга, с которым 
              провёл целый вечер, и тут-то мы наговорились про все петербургские 
              и московские музыкальные дела! Мы пробыли вместе всего только до 
              10 часов вечера, т.к. он теперь на летние месяцы занимает место 
              редактора „Русских ведомостей" и вечером должен прочитывать всю 
              сплошь приготовленную к выпуску газету, а на другой день уезжал 
              куда-то в деревню, где должен был встретиться опять с 
              m-me 
              Серовой, теперь, кажется, постоянно живущей в Москве". 
      Драматургия Островского была хорошо известна П.И.Бларамбергу, так 
              как его жена Минна Карловна была актрисой Малого театра (выступала 
              под фамилией Чернова). 
              К сюжетам Островского Бларамберг обращался неоднократно. Один из 
              них - "Тушино". 
              Н.Д.Кашкин вспоминал, как слушал пьесу "Тушино" в исполнении 
              Островского: "Островский был одним из лучших чтецов, каких мне 
              случалось слышать, хотя не прибегал ни к каким внешним эффектам 
              чтения... По окончании чтения я заметил, что "Тушино" понравилось 
              едва ли не одному мне...остальные слушатели воздержались от 
              высказывания своего 
              мнения. Автор, конечно, заметил произведённое впечатление... Он, 
              как оказалось, и не рассчитывал совсем на успех". Серьёзный 
              музыкант, Бларамберг заинтересовался хроникой Островского. В 
              либретто оперы "Тушинцы" сохранено много стихов Островского. Это 
              масштабное полотно в 4-х действиях, в котором ярко представлены 
              народные сцены. Несмотря на значительный успех при 
              постановке в Большом театре в 1895 году эта опера не стала на 
              сцене долгожителем. 
              Ещё более печальную сценическую судьбу имели музыкальные картины к 
              комедии Островского "Воевода". Бларамберг написал 8 номеров, 
              которые звучали но отдельности, но в театре музыка не исполнялась. 
              Сотрудничество Бларамберга и Островского осуществилось в работе 
              над оперой "Скоморох" по пьесе Островского "Комик XVIII столетия". 
              Драматург знакомился со сценарием онеры, в которой Бларамберг 
              сохранил многие стихи из пьесы Островского, давал советы. Оперу 
              эту Бларамберг посвятил памяти Островского. 
              2 июня 1886 года Островского не стало. 
      
               А 27 марта 1887 года в Москве в Малом театре силами коллектива 
              Филармонического училища, где преподавал Бларамберг, было 
              представлено первое действие оперы "Скоморох". 
              М.А.Балакирсв проявлял интерес к творчеству Бларамберга. С 
              Балакиревым был знаком А.Н.Островский, высоко ценивший 
              деятельность главы "Могучей кучки". Это видно из письма 
              Островского к Балакиреву от 11 января 1882 года. 
      Милостивый государь Милий Алексеевич, 
              Репетиции "Снегурочки" будут во вторник, четверг и субботу, начало 
              в 12 часов. Брат и я будем в четверг. Пожалуйста прямо на сцену и 
              обратитесь к режиссёру ГЛ.Кондратьеву, который и проводит Вас па 
              место, какое Вам будет угодно занять. 
              Искренне 
              уважающий 
              Вас
              преданный А.Островский. 
      Через 18 дней после написания этого письма 
              в Петербурге в Мариинском театре состоялась премьера оперы Н.А. 
              Римского-Корсакова "Снегурочка". 
       |