М.П. Шишкова
"Итак, начнем служить искусству"
(А.Н. Островский)

<< Содержание

Композитор из "Русских ведомостей" (П.И. Бларамберг)

БЛАРАМБЕРГ
ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ
(1841 - 1907)

П.И. Бларамберг

Валентина Серова - композитор, вдова музыкального критика, композитора А.Н.Серова считала П.И.Бларамберга „самым талантливым и самым способным музыкантом" и утверждала в разговоре с И.Е.Репиным, что сторонники „новой музыкальной школы" в Петербурге „не дают ему никакого хода".

Композитор, педагог, профессор Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, друг Н.А. Римского-Корсакова, ученик по фортепиано М.А.Балакирева, П.И.Бларамберг был в центре художественной жизни своего времени. Это ярко выражено в письме В.Стасова к М.Балакиреву: „В Москве видел Бларамберга, с которым провёл целый вечер, и тут-то мы наговорились про все петербургские и московские музыкальные дела! Мы пробыли вместе всего только до 10 часов вечера, т.к. он теперь на летние месяцы занимает место редактора „Русских ведомостей" и вечером должен прочитывать всю сплошь приготовленную к выпуску газету, а на другой день уезжал куда-то в деревню, где должен был встретиться опять с m-me Серовой, теперь, кажется, постоянно живущей в Москве".

Драматургия Островского была хорошо известна П.И.Бларамбергу, так как его жена Минна Карловна была актрисой Малого театра (выступала под фамилией Чернова).
К сюжетам Островского Бларамберг обращался неоднократно. Один из них - "Тушино".
Н.Д.Кашкин вспоминал, как слушал пьесу "Тушино" в исполнении Островского: "Островский был одним из лучших чтецов, каких мне случалось слышать, хотя не прибегал ни к каким внешним эффектам чтения... По окончании чтения я заметил, что "Тушино" понравилось едва ли не одному мне...остальные слушатели воздержались от высказывания своего
мнения. Автор, конечно, заметил произведённое впечатление... Он, как оказалось, и не рассчитывал совсем на успех". Серьёзный музыкант, Бларамберг заинтересовался хроникой Островского. В либретто оперы "Тушинцы" сохранено много стихов Островского. Это масштабное полотно в 4-х действиях, в котором ярко представлены народные сцены. Несмотря на значительный успех при
постановке в Большом театре в 1895 году эта опера не стала на сцене долгожителем.
Ещё более печальную сценическую судьбу имели музыкальные картины к комедии Островского "Воевода". Бларамберг написал 8 номеров, которые звучали но отдельности, но в театре музыка не исполнялась.
Сотрудничество Бларамберга и Островского осуществилось в работе над оперой "Скоморох" по пьесе Островского "Комик XVIII столетия". Драматург знакомился со сценарием онеры, в которой Бларамберг сохранил многие стихи из пьесы Островского, давал советы. Оперу эту Бларамберг посвятил памяти Островского.
2 июня 1886 года Островского не стало.

А 27 марта 1887 года в Москве в Малом театре силами коллектива Филармонического училища, где преподавал Бларамберг, было представлено первое действие оперы "Скоморох".
М.А.Балакирсв проявлял интерес к творчеству Бларамберга. С Балакиревым был знаком А.Н.Островский, высоко ценивший деятельность главы "Могучей кучки". Это видно из письма Островского к Балакиреву от 11 января 1882 года.

Милостивый государь Милий Алексеевич,
Репетиции "Снегурочки" будут во вторник, четверг и субботу, начало в 12 часов. Брат и я будем в четверг. Пожалуйста прямо на сцену и обратитесь к режиссёру ГЛ.Кондратьеву, который и проводит Вас па место, какое Вам будет угодно занять.
Искренне
уважающий
Вас преданный А.Островский.

Через 18 дней после написания этого письма в Петербурге в Мариинском театре состоялась премьера оперы Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка".


[Тверские авторы] [На страницу автора]