Композитор из "Русских ведомостей"
(П.И. Бларамберг) БЛАРАМБЕРГ
ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ
(1841 - 1907)
|
|
Валентина Серова - композитор, вдова музыкального
критика, композитора А.Н.Серова считала П.И.Бларамберга „самым
талантливым и самым способным музыкантом" и утверждала в разговоре
с И.Е.Репиным, что сторонники „новой музыкальной школы" в
Петербурге „не дают ему никакого хода".
|
|
Композитор, педагог, профессор Музыкально-драматического училища
Московского филармонического общества, друг Н.А. Римского-Корсакова, ученик по
фортепиано М.А.Балакирева, П.И.Бларамберг был в центре
художественной жизни своего времени. Это ярко выражено в письме
В.Стасова к М.Балакиреву: „В Москве видел Бларамберга, с которым
провёл целый вечер, и тут-то мы наговорились про все петербургские
и московские музыкальные дела! Мы пробыли вместе всего только до
10 часов вечера, т.к. он теперь на летние месяцы занимает место
редактора „Русских ведомостей" и вечером должен прочитывать всю
сплошь приготовленную к выпуску газету, а на другой день уезжал
куда-то в деревню, где должен был встретиться опять с
m-me
Серовой, теперь, кажется, постоянно живущей в Москве".
Драматургия Островского была хорошо известна П.И.Бларамбергу, так
как его жена Минна Карловна была актрисой Малого театра (выступала
под фамилией Чернова).
К сюжетам Островского Бларамберг обращался неоднократно. Один из
них - "Тушино".
Н.Д.Кашкин вспоминал, как слушал пьесу "Тушино" в исполнении
Островского: "Островский был одним из лучших чтецов, каких мне
случалось слышать, хотя не прибегал ни к каким внешним эффектам
чтения... По окончании чтения я заметил, что "Тушино" понравилось
едва ли не одному мне...остальные слушатели воздержались от
высказывания своего
мнения. Автор, конечно, заметил произведённое впечатление... Он,
как оказалось, и не рассчитывал совсем на успех". Серьёзный
музыкант, Бларамберг заинтересовался хроникой Островского. В
либретто оперы "Тушинцы" сохранено много стихов Островского. Это
масштабное полотно в 4-х действиях, в котором ярко представлены
народные сцены. Несмотря на значительный успех при
постановке в Большом театре в 1895 году эта опера не стала на
сцене долгожителем.
Ещё более печальную сценическую судьбу имели музыкальные картины к
комедии Островского "Воевода". Бларамберг написал 8 номеров,
которые звучали но отдельности, но в театре музыка не исполнялась.
Сотрудничество Бларамберга и Островского осуществилось в работе
над оперой "Скоморох" по пьесе Островского "Комик XVIII столетия".
Драматург знакомился со сценарием онеры, в которой Бларамберг
сохранил многие стихи из пьесы Островского, давал советы. Оперу
эту Бларамберг посвятил памяти Островского.
2 июня 1886 года Островского не стало.
А 27 марта 1887 года в Москве в Малом театре силами коллектива
Филармонического училища, где преподавал Бларамберг, было
представлено первое действие оперы "Скоморох".
М.А.Балакирсв проявлял интерес к творчеству Бларамберга. С
Балакиревым был знаком А.Н.Островский, высоко ценивший
деятельность главы "Могучей кучки". Это видно из письма
Островского к Балакиреву от 11 января 1882 года.
Милостивый государь Милий Алексеевич,
Репетиции "Снегурочки" будут во вторник, четверг и субботу, начало
в 12 часов. Брат и я будем в четверг. Пожалуйста прямо на сцену и
обратитесь к режиссёру ГЛ.Кондратьеву, который и проводит Вас па
место, какое Вам будет угодно занять.
Искренне
уважающий
Вас
преданный А.Островский.
Через 18 дней после написания этого письма
в Петербурге в Мариинском театре состоялась премьера оперы Н.А.
Римского-Корсакова "Снегурочка".
|