М.П. Шишкова
"Итак, начнем служить великому искусству"
(А.Н. Островский)

<< Содержание

И вновь "Воевода"

АРЕНСКИЙ
АНТОН СТЕПАНОВИЧ
(1861-1906)

А.С. Аренский

Аренский - племянник драматурга А.А.Потехина, ученик Н.А. Римского-Корсакова. А.С. Аренский познакомился с Островским, когда задумал писать оперу "Сон на Волге" по пьесе "Воевода". А.Н.Островский не отказал начинающему композитору и помог в создании либретто, отличного от либретто "Воеводы" П.И.Чайковского. Об этом вспоминал Н.Д.Кашкин: "В составлении первоначального плана либретто оперы "Сон на Волге" А.Н.Островский также участвовал, но оно построено совершенно иначе, нежели либретто "Воеводы" Чайковского".

Сюжет "Воеводы" привлекал Аренского со студенческих лет. Его консерваторский педагог Римский-Корсаков отмечал в "Летописи": "Аренский, когда был ещё учеником моего класса, написал - отчасти как свободную, отчасти как классную работу - несколько нумеров из "Воеводы" ("Сон на Волге") по Островскому, впоследствии вошедших в состав его оперы на этот сюжет. Как теперь помню, как он играл мне в классе сцену у моста, колыбельную и прочее".

Опера "Сон на Волге" была поставлена в Большом театре в Москве в 1890 году и имела большой успех: "Автора вызывали множество раз, подносили ему венки" (Н.Д.Кашкин).
На премьере оперы был П.И.Чайковский. В письме к брату Модесту он рассказывал о своих впечатлениях: "Вчера ездил в Москву слушать "Сон на Волге" Аренского. Прекрасная опера. Иные сцены так хороши, что я был потрясён до слёз. Особенно сцена сна удивительна. Я написал сейчас горячую рекомендацию Всеволожскому этой оперы для Петербурга".
Оценка Чайковским оперы Аренского особенно значима, так как он сам в начале творческого пути стал автором оперы на этот сюжет.

Ещё одно творческое соприкосновение А.Н.Островского и А.С.Аренского произошло 16 декабря 1884 года. В этот день в Москве состоялось торжественное празднование пятидесятилетия сценической деятельности И.В.Самарина. Помимо юбилейного спектакля исполнялись музыкальные произведения. Это не только "Привет благодарности" П.И.Чайковского, но и "Гимн искусству" для соло, хора и оркестра А.С.Аренского на стихи А.Н.Островского, которые являются переводом из Шиллера.
На протяжении всей жизни Островский много внимания уделял переводческой деятельности. В 1866 году в Москве вышел "Сборник 50 романсов и пьес Баха, Бетховена, Генделя и др." В Сборник вошли переводы Островского из Гейне ("Путевая песня", "Мы песнею крылатой"), из Гимера ("Колыбельная песня", "Вечер", "Зимняя песня").
Сборник вышел в свет в тот же период, что и пьеса "Воевода".


[Тверские авторы] [На страницу автора]