М.П.Шишкова
Тверской край - музыка - Санкт-Петербург


Валентин Александрович Серов
(1865- 1911)

Валентина Семеновна Серова
(1846- 1924)

В.А. Серов. Автопортрет

В.А. Серов. Автопортрет

Валентин Александрович Серов — живописец, действительный член Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок и его мать — Валентина Семеновна Серова - композитор, музыкальный критик, писательница часто жили в Тверской губернии в селе Едимоново и в усадьбе Домотканово. В этих местах В.А.Серов написал более 30 полотен, этюдов, рисунков, которые хранятся в Государственной Третьяковской галерее и в Русском музее в Петербурге. Валентина Семеновна Серова занималась здесь просветительской деятельностью, которую высоко ценил Л.Н.Толстой.

Среди полотен художника В.А.Серова видное место занимали портреты артистов, художников, писателей. Это объясняется художественной атмосферой, которая с детства окружала будущего художника в доме родителей.

В.С. Серова. Рисунок. Начало 1880-х гг.

В.С. Серова. Рисунок. Начало 1880-х гг.

Отец В.А.Серова — Александр Николаевич Серов был незаурядной личностью. Он — один из основоположников русской музыкальной критики, ученый-исследователь, композитор, музыкально-общественный деятель. В доме родителей Александра Николаевича постоянно звучала музыка, проходили квартетные вечера. А.Н.Серов был знаком с М.И.Глинкой, посещал оперные премьеры, встречался с молодыми композиторами Балакиревым, Римским-Корсаковым, Мусоргским. А.Н.Серов писал: “Музыка для меня есть религия, вера, нравственность — всё”. И в то же время композитор А.Н.Серов изучал философию, знакомился с художественной литературой. Во время зарубежных поездок он общался с Листом, Берлиозом, Вагнером и написал актуальные статьи о творчестве великих западных музыкантов и просветителей.

16 мая 1863 года в конце театрального сезона на сцене Мариинского театра в Петербурге с успехом прошла премьера оперы А.Н.Серова “Юдифь” (в основе либретто драма Джакометти “Юдифь”). Действие оперы происходит в Иудее в VI веке до н.э. Гордая красавица Юдифь спасла свой осажденный народ и привела его к победе:

У вечерней зари
Я возьму алый цвет,
Я у солнца возьму
Золотые лучи...
Олоферна своей
Красотой ослеплю,
Обниму горячо,
Притворюсь, что люблю.
Сладкой речью моей
Зачарую его,
Сладкой песней моей
Песней любви
Я врага усыплю
...

После премьеры “Юдифи” Мусоргский писал Балакиреву: “Юдифь” первая после “Русалки” серьезно трактованная русская опера”. Спектакль был повторен несколько раз. Энтузиазм публики постоянно возрастал. А.Н.Серов в Автобиографической записке по этому поводу заметил: “Труднейшее в свете превращение из критика в композитора совершилось для Серова вполне счастливо”.

В 70 — 80-е годы замечательным исполнителем партий в операх А.Н.Серова был известный певец Б.Б.Корсов. А.Иванов в газете “Новое время” (1884) писал о нем: “Умный, прекрасно образованный артист, он обдумывает и взвешивает детали роли, а его натура позволяет ему передавать с увлечением целое...”. Сын А.Н.Серова Валентин Серов любил смотреть на сцене игру Кор-сова, исполнявшего роль Олоферна. Под карикатурным изображением артиста В.Серов подписал: “Душка Олоферн”.

В этот счастливый для композитора период жизни А.Н.Серов познакомился со студенткой Петербургской консерватории, ученицей А.Г.Рубинштейна Валентиной Бергман. Валентина Бергман была незаурядной натурой. По своему характеру, жизненной позиции она была во многом похожа на А.Н.Серова. Композитор никогда не отступал перед трудностями, отмечая: “Вступивши в строй, стоя у бреши, нельзя покидать своего знамени. Сознавая даже недостаточность своих сил, нужно бороться до конца”.

У В.Бергман был независимый, прямой характер, развитое чувство собственного достоинства. В родной Москве Валентина Бергман, обучаясь в частном пансионе, своим свободолюбивым характером вызвала неудовольствие руководства. Она была отчислена из пансиона. Одаренность Валентины-пианистки была замечена в Московском отделении Русского музыкального общества, которое присудило ей стипендию для обучения в Петербургской консерватории. От друзей-студентов Валентина услышала противоречивые суждения о Петербургской музыкальной знаменитости — композиторе А.Н.Серове. А увидела его В.Бергман впервые на премьере оперы "Юдифь", музыка которой Валентину поразила. Через несколько дней юная В.Бергман пришла в дом Серова поздравить композитора с успехом: “Комната была так велика, что я сначала не рассмотрела маленького человека, одетого в серое; и сам он мне показался весь серым, длинные волосы были также серые”. В комнате стояли орган, рояль. Везде лежали ноты. Серову было уже более сорока лет, но он любил и умел разговаривать с молодёжью. Его разговор был непринужденным и очень занимательным: “Он говорил со мной, стоя у верхней полки своего библиотечного шкафа, куда он особенно охотно забирался; его совсем не было видно снизу: он, так сказать, весь въезжал в шкаф и из-за стеклянных дверец казался каким-то сказочным духом, стоящим в своем книжном царстве, изредка пошевеливая громадными листами огромных фолиантов”. Увлекшись педагогикой Серова, суть которой сводилась к “вспахиванию мозгов”, Бергман, несмотря на протесты родителей, оставила консерваторию. Застенчивая ученица пренебрегла барьером возраста и не обращала внимания на высокое общественное положение композитора. Серов занимался с талан-тливой ученицей теорией и композицией, читал лекции по искусству. Они много музицировали, вечерами посещали оперу. Объем информации был таким огромным, что В.Бергман признавалась: “Девушке с убогим пансионным образованием, вышедшей из не менее убогой среды”, пришлось “экстерном” усваивать то, на что должны были уйти годы. В разгар работы над оперой “Рог-неда” Серов сделал предложение Бергман. Вскоре Валентина стала женой композитора.

Свадебное путешествие Серовых в Европу в 1864 году стало возможным благодаря пособию, которое великая княгиня Елена Павловна предоставила в дар создателю “Юдифи”. Вена Моцарта и Бетховена, посещение театров, знакомство с Р.Вагнером, которого Валентина Семеновна запомнила как энергичного, веселого человека... В Баден-Бадене Серовых навестил И.С.Тургенев. Писатель был искренне удивлен стесненным материальным положением семьи Серовых и спросил: “...Отчего автор оперы, имевшей огромный успех (“Юдифь”. - М.Ш.), принужден жить в такой клеточке?” (В.С.Серова). Композитор надеялся заключить контракт на постановку своих опер в Европе. Но этого не произошло: “Везде — полнейшее равнодушие со стороны дирекций к новым партитурам. А на беду я ещё русский” (А.Н.Серов).

Серовы возвратились в Петербург. 7 января 1865 года в семье Серовых родился сын, которого с общего согласия назвали Валентином - Тошей. Через несколько дней скончалась любимая мать композитора - Анна Карловна. Серов в это трудное время посетил Одоевского, который записал в дневнике: “Поутру у меня Серов. В крайности - жена родила - нечем заплатить и бабке, и акушеру — мать умерла, не на что похоронить... Завтра дают “Юдифь”, может быть, выпадет ему рублей сто из сбора”. Из материального кризиса семью Серова вывела опера “Рогнеда”. По высочайшему указу композитору был назначен пенсион в сумме 1000 рублей серебром в год. В письме к другу Серов писал: “Год прошел с этого печального события (кончина матери Анны Карловны. — М.Ш.), а я все ещё не могу к нему привыкнуть. Ты знаешь, что я маму любил искренно и глубоко. Отсутствие её при моем теперешнем “благополучии” очень для меня заметно. Она много, много бы радовалась”. Материальная поддержка освободила время для деятельности.

Валентина Семеновна Серова — натура действенная и творческая — обладала и знаниями, и проницательным умом. Она не желала быть дома “при муже”, хотела помогать ему в его повседневной творческой работе, в сочинительстве. К советам жены Серов прислушивался с любопытством, так как они были полезны. “Как-то странно велась эта процедура писанья оперы (“Рогнеда”. — М.Ш.). Сначала Серов напишет музыку к одной сцене, потом Аверкиев (либреттист. — М.Ш.) должен был к ней подобрать текст; таким образом они писали сцену за сценой, действие за действием, не зная в точности, будет ли держаться весь оперный каркас”.

В.С.Серова постоянно сопровождала своего мужа в поездках. Маленькому Валентину было всего несколько месяцев, а семья Серовых вместе с Тошей отправилась в Москву для участия в репетициях оперы “Юдифь” в Большом театре. В Москве А.Н.Серова сделали почетным членом Московского отделения Русского музыкального общества, которое возглавлял Н.Г.Рубинштейн. Перед Серовым в Москве вырисовывались грандиозные перспективы, которые по ряду причин не воплотились в жизнь. И вновь Петербург...

В.С.Серова обладала незаурядными литературными способностями. Через два года после рождения сына А.Н.Серов начал издавать специальную критическую газету “Музыка и театр”, в которой его жена принимала самое активное участие.

В первом номере газеты было опубликовано “Обращение к читателям”. Газета Серовых была рассчитана на образованных людей, интересующихся искусством. Издатели в своих статьях стремились поднять восприятие музыки и театра до самых высоких критериев. К сожалению, это важное начинание потерпело неудачу из-за неопытности издателей.

В 1868 — 1869 годах в Петербурге готовилась премьера оперы “Лоэнгрин”. Вагнер доверил А.Н.Серову курировать постановку оперы. Серов воспринял это как большую честь для себя. В постановке “Лоэнгрина” были заняты талантливые певцы, которых Серов знал по постановке “Рогнеды”. Это были Д.М.Леонова (Ортруда) и Ф.К.Никольский (Тельрамунд). В Петербурге опера Вагнера имела заслуженный успех. В 1869 году лето Серовы провели в Германии. В Мюнхене они слушали оперу Вагнера “Тристан и Изольда” в исполнении немецких певцов. В.С.Серова писала в Россию: “Молча просидели мы весь спектакль, и к концу я увидела у Серова тихо скатывающиеся слезы по болезненно изменившемуся лицу. Мы прошлись по парку, глубоко потрясенные драмой, музыкой — всем!”

20 января 1871 года - последний день в жизни Серова. В гостях у Серова тогда был М.В.Славинский. Позже он рассказывал о последнем дне А.Н.Серова. У Александра Николаевича было хорошее настроение. Он играл с сыном — шестилетним Тошей, говорил о близком завершении своей оперы “Вражья сила”. Композитор думал о будущем. Он мечтал написать оперу “Кузнец Вакула”: “Какие там чертовщины будут! совсем особенные! Леонова и Сариотти — какой дуэт! А полет ведьмы из трубы, на кочерге? А черевички, а сразу Петербург? Странно, да ново...”. Жизнь А.Н.Серова оборвалась, когда он пел один из нотных примеров. На помощь Валентине Семеновне поспешил друг семьи А.Майков. Спустя несколько дней пришло письмо от Вагнера: “...Он остается и всегда останется тем, чем был, одним из благороднейших людей, каких только я могу себе представить, его нежная душа, его чистое чувство, его ум... сделали искреннюю дружбу, с которой относился этот человек ко мне, драгоценнейшим достоянием всей моей жизни”.

В.А. Серов. Октябрь. Домотканово. 1895 г.

А.Н.Серова не стало... Валентина Семеновна сделала все необходимое для развития художественных и душевных наклонностей одаренного Тоши. У А.Н.Серова проявлялись способности к рисованию. Их Валентина Семеновна заметила и в своем сыне. Он рано начал занятия в Академии художеств в Петербурге с известным мастером П.П.Чистяковым. Талант Серова быстро оценил И.Е.Репин, который писал о нем: “Это очень крупный художник, отличный человек, умный, твёрдого характера”. Игорь Грабарь, оставивший воспоминания о В.А.Серове, писал: “Закадычный друг фон Дервиз, товарищ по чистяковской мастерской, женившийся на двоюродной сестре В.А.Серова Н.Симанович, зимой 1885— 1886 года купил в 18 верстах от Твери большое красивое имение”. По этому же поводу дочь Серова Ольга Валентиновна писала: “Домотканово не было родовым имением с какими-либо сохранившимися традициями, с портретами предков на стенах, со старинной мебелью, с оставшимися доживать старыми слугами”. Но этот дом был центром культуры. Здесь всем были рады, и приезжали люди в Домотканово из разных мест. Природа в этих местах удивительная. “Серов деревню любил до страсти” (Грабарь). “Серов любил Домотканово и бывал там, начиная с 1886 года до последнего года своей жизни. Приезжал он в Домотканово как в родной свой дом... Ароматный воздух полей проникал в самую душу. Дом окружал прохладный парк, который приводил к девяти прудам, а затем начинался еловый лес... Холмистость, темно-кудрявые дали В. А. Серов оценил сразу... Серов приезжал в Домотканово в самое разное время и живал там по неделям...” (О.В.Серова). Однажды летом в эти места приехала из Одессы невеста Серова Ольга Трубникова. Серов написал ее портрет, а когда уехал, написал ей: “Знаешь, я иногда вынимаю мой летний этюд с тебя, помнишь, у окна, и с удовольствием на него смотрю, хотя он и чёрен, но мне нравится, и ты похожа”.

В.А.Серов в течение 30 лет приезжал в Домотканово, где жил неделями то один, то с семьёй.

В Домотканове Серов наблюдал народную жизнь, писал пейзажи Тверской губернии, которые отличали искренность и задушевность.

В Домотканове художник написал ряд полотен, вошедших в сокровищницу мировой живописи. Одно из них — “Девушка, освещённая солнцем” (1888, ГТГ). И.Грабарь вспоминал: “Серов сказал, не столько мне, сколько в пространство: “Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло: тут весь выдохся... И самому мне чудно, что это я сделал, - до того на меня непохожее. Тогда я вроде как с ума спятил. Надо это временами: нет-нет да малость и спятить. А то ничего не выйдет”.

После смерти А.Н.Серова Валентина Семеновна Серова взяла на себя сложные функции по сохранению творческого наследия мужа. В содружестве с талантливым композитором, музыкальным критиком, управляющим Певческой капеллой (которую возглавлял в свое время М.Ф.Полторацкий. — М.Ш.) Н.Ф.Соловьевым Валентина Семеновна Серова завершила оперу “Вражья сила” (по пьесе А.Н.Островского “Не так живи — как хочется”). Посмертная премьера оперы состоялась всего через три месяца после смерти композитора. Успех оперы был большим. Критик П.С.Макаров в журнале “Музыкальный свет” писал, что Глинка, Даргомыжский и Серов “продвинули значение русской оперы вперед...” Валентина Семеновна Серова по воспоминаниям и эскизам восстановила сюиту “Ночь пред Рождеством”. В сюите были и эпизоды, сочиненные самой женой композитора. Заслуга В.С.Серовой состоит и в том, что она сумела издать 4 тома критических статей А.Н.Серова, ставших музыкальным документом эпохи. Она способствовала возобновлению постановок опер А.Н.Серова. В.С.Серова стала одной из первых русских женщин-композиторов, чьи оперы были поставлены на сценах лучших российских театров. Так, в Москве шли её оперы “Уриэль Акоста” (1885) и Илья Муромец” (1899). Опера В.С.Серовой “Мария д'Орваль” на собственное либретто из эпохи Великой Французской революции не сохранилась.

В 80-е годы XIX века Валентина Семеновна Серова, оставаясь верным другом своему сыну — великому художнику, занималась и музыкально-просветительской работой среди крестьянских семей, которую высоко ценил Лев Николаевич Толстой. Перед поездкой в Едимоново (деревня недалеко от Домотканова) у В.С.Серовой состоялась беседа с Л.Н.Толстым. “Приветствую вас от всей души... Так я жаждал найти музыкальную силу, преданную столь великому делу...”. При прощании Толстой пообещал прислать пьесу для постановки на народной сцене.

В марте 1886 года Валентина Семеновна отвечала писателю: “Вы так согрели мою душу.. как художник, как человек.. Вы так просто, великодушно-братски подошли ко мне колеблющейся. Я томлюсь в ожидании вашей рукописи”, - писала Серова.

Л.Толстой для постановки в Едимоново написал пьесу “Первый винокур”. Серовы жили в просторном крестьянском доме Лычевских. Там и состоялась премьера пьесы Л.Н.Толстого. Музыку к пьесе написала В.С.Серова, декорации создал известный художник Верещагин. Замечательно пел романсы, песни В.Д.Дервиз. Артистами были работники местной сыроварни, ученики Едимоновской школы, гости и хозяева Домотканова.

Вскоре в селе произошел пожар, сгорел архив композитора Серова, и Валентина Семеновна с сыном Валентином стали жить в Домотканове. На импровизированной сцене в Домотканове Валентина Семеновна поставила для крестьян силами местной интеллигенции пьесу А.Н.Островского “Бедность не порок”. В этой пьесе много разнохарактерной музыки, хоровых эпизодов. Также здесь B.C. Серова поставила оперу композитора А.Н. Серова “Вражья сила”.

Талантливые мать и сын Серовы провели в Тверской губернии светлые, наполненные творчеством годы своей жизни. В Домотканове их навещали Левитан, Врубель и многие другие яркие представители русского искусства.

В. Серова. Музыкальные иллюстрации для фортепиано на темы, взятые из рассказов Л.Н. Толстого (ноты)
195 Кб


[На страницу автора][К содержанию]