М.П. Шишкова
Тверское приношение М.И. Глинке
К 200-летию со дня рождения композитора

Содержание


Тверской край

ПЕРВЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ "ЖИЗНИ ЗА ЦАРЯ"

Успеху оперы М.И.Глинки "Жизнь за царя" во многом способствовал состав её исполнителей. В опере были заняты лучшие певцы того времени, имена которых составляют гордость русской вокальной исполнительской школы.

Афиша представляла действующих лиц и исполнителей:

"Иван Сусанин, крестьянин села Домнино – г-н Петров;
Антонида, дочь его – г-жа Степанова;
Богдан Собинин, жених её – г-н Леонов;
Ваня, сирота, воспитанник Сусанина – г-жа Воробьева;
начальник польского отряда – г-н Байков;
начальник русского отряда – г-н Ефремов;
гонец польский – г-н Макаров;
русский народ, польские воины".

Хорошо известные певцы в опере М.И.Глинки показали себя по-новому. В рецензии на премьеру оперы Беллини "Капулетти и Монтекки", которая состоялась 17 февраля 1837 года, отмечалось: "С оперою Глинки "Жизнь за царя", начавшей новую эпоху в нашей сценической музыке, началась и новая эпоха самого пения. Люди, не бывшие несколько месяцев в Петербурге, не узнают наших артистов: те же люди, те же голоса – и не то! Точность интонаций, верность выражения совершенствуются с каждым днем более и более,: иногда ещё промелькнет наклонность к завыванию, из которого некогда состояло все пение – но этот недостаток с часу на час исчезает. Труды Глинки не пропали. Честь и слава нашим артистам!"

В "Кратком обзоре действий императорских Санкт-Петербургских театров", составленном дирекцией театров, отмечается, что "важнейшим успехом оперной труппы была русская опера "Жизнь за царя". Это явление…замечательно...Исполнением этого важного и трудного творения русская оперная труппа заслужила общее внимание и благосклонность публики".

Триумф исполнителей во многом объясняется тем, что М.И.Глинка задолго до премьеры сам начал заниматься с певцами, ставя перед ними определенные задачи.

"А.Н.Серов находился под обаянием пения М.И.Глинки…Он создал лучший портрет Глинки-певца…начиная с вокальных данных и техники и кончая художественными достоинствами" (Е.Гордеева). В "Воспоминаниях" Серов отмечал: "В Глинке счастливейшим образом сочетались дары природы, которые необходимы в своей совокупности для истинно-изящного пения…дар хорошего (по крайней мере довольно красивого, довольно сильного и гибкого) голоса; талант к управлению голосом, уменье технически им распоряжаться, - уменье, развитое обдуманностью и наукою и, наконец, в-третьих – высшее, художественное понимание музыки, её духа, средств и целей…"

Пение привлекало М.И.Глинку с юности, но только к 20 годам он стал серьезно учиться вокалу: "Голос мой был сиплый, несколько в нос и неопределенный, т.е. ни тенор, ни баритон…Скажу, что …слух у меня был отличный".

В 1833 году, находясь в Италии, Глинка почувствовал, что "из неопределенного и сипловатого голоса образовался… вдруг сильный, звонкий, высокий тенор, которым я потешал публику с лишком 15 лет".

"Иногда без всяких просьб М. Глинка усаживался за фортепиано и пел часа два почти без перерывов" (А.Н.Серов).

В.А.Соллогуб оставил меткое наблюдение о Глинке-певце: "Голос его был глухой, слабый, неприятный. Сперва он шептал говорком с оттенками выражения,…которые я… начал понимать только после, потом мало-помалу оживляясь, переходил чуть не в исступление и выкрикивал высокие ноты с натугою, с неистовством, даже с болью. Потом он вставал с места, заливался смехом, заложив палец за жилет и закинув голову, начинал ходить петушком по комнате, спрашивая: "А каков был грудной си бемоль?" Кто слышал Глинку, тот понял, что можно быть певцом потрясающим, не имея к тому никаких физических средств".

Все вокальные партии оперы "Жизнь за царя" Глинка писал, думая об удобстве их пения исполнителями. Занятия с ними М.И.Глинка начал зимой 1835 года. В "Записках" композитор вспоминал: "Господа артисты проходили со мной свои партии с искренним усердием… Петрова (тогда ещё Воробьева), необыкновенно талантливая артистка, всегда просила меня пропеть ей каждую новую для неё музыку…". Об этом периоде в своих "Воспоминаниях" А.Я.Петрова-Воробьева писала, что она ожидала в Глинке "встретить что-то гордое, величественное", а встретила "господина очень маленького, худенького, черненького; лицо бледное, волосы темные, прямые…, маленькие глазки, только в них мелькают искорки…Голос у него был не большой, довольно приятный, много было чувства и уменья, владел он голосом чудесно, и я тут же подумала: каким бы он мог быть бесподобным учителем. Глинка приносил певцам отдельные номера оперы, и мы исподволь разучивали наши роли под его руководством. Он чрезвычайно ясно и кратко объяснял, что бы он желал от исполнителей. Говорить он был большой мастер и иногда в двух-трех словах выразит, что он хочет, а мы, как народ бывалый на сцене, ловили на лету его замечания… Он хотел натуры и простоты, но отнюдь не итальянской мелодрамы". А.Н.Серов отмечал: "Идеалом Глинки была драматическая правда в музыке, верность идее, которая служит задачею каждого отдельного произведения".

А.Я.Петрова-Воробьева рассказала об интересном эпизоде, произошедшем в репетиционный период. Тенор Леонов заболел. Его партию согласился спеть М.И.Глинка: "Глинка очень храбро подходит к рампе, открывает рот, чтобы пропеть первую фразу…но, …остановился… Мы говорим ему:…продолжайте". А он сконфуженно отвечает: "Не могу, оробел…А, черт возьми, я и не ожидал, чтобы так страшно было петь на этих досках"".

В конце жизненного пути М.И.Глинка готовил партию Вани в опере "Жизнь за царя" с известной оперной певицей Дарьей Михайловной Леоновой. Д.Леонова познакомилась с композитором в 1852 году. "Осенью 1852 года Леонова, будучи ученицей Вителяро в театральном училище, поехала вместе с ним к Глинке, по-видимому, для консультации по поводу своего голоса. Вителяро был профессором пения, и обращение его к Глинке служит доказательством того, что Глинка обладал большим авторитетом в вокальном искусстве" (В.Багадуров). Д.Леонова вспоминала: "Я спела ему "Ах, не мне бедному"! Увы! пение мое ему не понравилось. Он нашел его до такой степени плохим, что сказал мне: "С таким тремоло поют только те певцы, которые кончают, а не те, которые начинают"".

Глинка дал певице ряд профессиональных советов. Через год Леонова вновь встретилась с композитором. "Разочарование мое было горькое, но я в течение года так много работала, вспоминая советы М.И.Глинки, что когда теперь, во второй раз, год спустя, узнав, что он в Петербурге, приехала к нему и спела опять "Ах, не мне бедному", то действие моего пения оказалось совершенно обратное первому. М.И.Глинка, прослушав меня, убежал в свой кабинет, и когда возвратился оттуда, то на глазах его были слезы, и он сказал: "Смотрите, матушка, что вы произвели вашим пением в этот раз!" Усиленные труды мои принесли блестящие плоды".

Глинка для занятий с Леоновой сочинил вокализы, часть из которых известны как "Итальянские романсы". Глинка писал о Леоновой: "Я её мучу… итальянской музыкой, чтобы выработать голос; она же самородный русский талант и поет в особенности хорошо русские песни, с некоторым цыганским шиком, что весьма по нутру русской публике. Хорошо исполняет вообще русскую музыку, в особенности мою "Молитву", пригнанную мною по её голосу…"

"Создавая "Молитву" на слова Лермонтова, композитор "для пробы сначала написал на лоскутке бумаги самые трудные места", проверил, удобно ли будет Леоновой исполнять их, и только тогда окончательно отделал произведение" (А.А.Орлова).

Д.М.Леонова вспоминала: "Наступила вторая зима моей службы. Я вышла замуж и в конце сезона выхлопотала себе уже через министра позволение на такой же концерт, какой предполагался в прошедшем году, только в этот раз всю музыкальную часть программы составлял сам М.И.Глинка. В числе других вещей, назначена была к исполнению молитва его "В минуту жизни трудную". Пьеса эта, написанная им раньше для оркестра, переделана была им именно для этого концерта для пения. Кроме того, он написал для меня следующие пиесы: "Valse-fantaisie", цыганскую песню "Я пойду, пойду косить", аккомпанемент к цыганской песне "Ах, когда б я прежде знала, что любовь родит беду"…Меня он учил исполнять в его духе его романсы: "Утешение" и "Не говори, любовь пройдет". Последний был его любимый. Из дуэтов любимым был "Вы не прийдете вновь". При этом дуэте он вспоминал, как две сестры, высокопоставленные особы, вручили ему текст этого романса и просили его написать музыку".

Глинка разучивал с Леоновой свои романсы. Он написал: "В знак уважения моего к Вашему таланту…прошу принять полное собрание моих романсов и хранить их в память Вашего учителя".

С Д.М.Леоновой связан ещё один важный эпизод в жизни Глинки. "М.И.Глинка задумал написать третью оперу и сюжет заимствовал из драмы "Двумужница". На эту мысль навело его мое исполнение его произведений. я уже говорила, что мой голос очень нравится М.И.Глинке, а главное он ценил во мне уменье исполнять его музыку по одному его намеку. Главная роль "Двумужницы" предназначалась мне. Опера, можно сказать, была готова; музыка сложилась у него, и нужно было только составить либретто…Начало действия предполагалось так: на сцене мать укачивает своего ребенка, и опера начинается колыбельною песнею (которую предстояло петь мне). М.И.Глинка тогда же предлагал мне написать эту песню, не дожидаясь окончания всей оперы, для того, чтобы я могла петь её раньше; но я, не желая затруднять, отклонила его от этого, в полной уверенности, что у нас будет целая опера. Впоследствии я была в отчаянии и жалею ужасно до сих пор, что не воспользовалась этим предложением; по крайней мере, хотя бы эта песня теперь существовала, так как опера осталась ненаписанною" (Д.М.Леонова).

ТВЕРСКОЙ КРАЙ

ДАРЬЯ МИХАЙЛОВНА ЛЕОНОВА (1829/1834 – 1896)

Дарья Михайловна Леонова

Дарья Михайловна Леонова. С литографии. 1860-е гг.

Русская певица (контральто).

Д.Леонова родилась в г. Вышнем Волочке, детство провела в небольшой деревне Рыжково Селижаровского уезда. После окончания Петербургского театрального училища она пела в оперных театрах Петербурга и Москвы. С 1873 года Д.Леонова концертировала в России и за рубежом. В 1880 году в Петербурге она совместно с М.П.Мусоргским основала музыкальную школу, где преподавала сольное пение. В 1879, 1880 гг. Д.Леонова и М.П.Мусоргский дали концерты в Твери.


[На страницу автора][Содержание]