М.П. Шишкова
Тверское приношение М.И. Глинке
К 200-летию со дня рождения композитора

Содержание


Тверской край

ГЛИНКА И МИР РОМАНСА

Глинка был мастером исполнения романсов. Вот как отзывался об этом его даре один из современников композитора: "Глинка, сюртук долой – сядет за фортепиано и поет восторженно как бог… Глинка иногда до того был восторжен, что певши сам разревется, да и мы поплакиваем". А.Н.Серов утверждал: "Можно прямо сказать: кто не слыхал романсов Глинки, спетых им самим, тот не знает этих романсов…". Н.В.Кукольник отмечал: "Игра его превосходна, изящна, экспрессивна… но пение прошибает до слез!…Глинка пел со Стунеевой дуэтом… романсы…Я всё на свете забыл, о собственном существовании забыл, голос маленький, но приятный, а экспрессия, а вариации какие…Боже великий! ничего подобного мне не снилось. "Только узнал я тебя" он спел с таким чувством, что едва сам не расплакался; в одном месте у него сильно дрогнул голос; у меня тоже навернулись слезы". В.В.Стасов высказался в присущей ему манере: "…Главным его учителем в пении, в том пении, которым он приводил в восторг всех, имевших счастие слышать его, был он сам; такого пения, конечно, не услышишь от театральных "певунов". Это пение, которому не учатся, но с даром которого рождаются великие композиторы, почти никогда не умеющие сами петь".

"Глинка едва ли имел себе равных между исполнителями романсов… Каждое слово было воплощением глубоко поэтической мысли и выливалось легко, свободно в своей артистической грации и простоте формы" (А.Н.Серов).

М.И.Глинка и в зрелые годы имел "манеру, уменье, чувство в высшей степени, выражение потрясающее – все это делало то, что к нему можно применить слова из его романса: Всё слушал бы, слушал и слушал тебя" (П.А.Степанов).

Сам М.И.Глинка считал, что исполнение – "дело очень простое само по себе; в музыке, особенно в вокальной, ресурсы выразительности бесконечны".

"В 1824 году, уже окончив пансион, Глинка попадает в общество, собиравшееся у графа Сиверса. Там бывало несколько певиц и певцов-любителей, исполнявших ансамбли из классической музыки…" (В.Багадуров).

В этот период Глинка обращается к поэзии Жуковского, Баратынского, Пушкина, Дельвига, Батюшкова. В 1826 году Глинка сочинил на текст стихотворения Батюшкова "Мой гений" романс "Память сердца". В романсе "Память сердца" на слова Батюшкова…юный Глинка показал себя искусным и чутким к современной ему русской поэзии музыкантом…" (Б.Асафьев).

ТВЕРСКОЙ КРАЙ

КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ БАТЮШКОВ (1787 – 1855)

К.Н. Батюшков

К.Н. Батюшков
Рисунок О.А. Кипренского.
1815

Поэт, прозаик.

Белинский сказал о нем: "Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно".

К.Н.Батюшков, живя в Петербурге, посещал салон А.Н.Оленина, который был тесно связан с Тверским краем родственными узами. В 1817 году Батюшков писал об Оленине: "Порадуемся лучше…наконец, у нас президент в Академии Художеств, президент… Лишь для добра живет и дышит".

М.И.Глинка с молодых лет также посещал знаменитый салон А.Н.Оленина. Его дочь Анна, любовь А.С.Пушкина, в дневнике писала: "Приехал…милый Глинка, который после обеда играл чудесно и в среду придет мне дать первый урок пения". М.И.Глинка посещал дачу Олениных в Приютине. "Между играми тут же часто читали молодые писатели свои произведения, а М.И.Глинка разыгрывал свои произведения" (П.Устинович).

Родовое имение Батюшковых – село Даниловское Бежецкого уезда, где Константин Николаевич прожил до 1797 года. Отец его Николай Львович был сослан сюда Екатериной II.

В 1807 году К.Н.Батюшков записался в народное ополчение. Его участие в прусском походе закончилось тяжелым ранением. После выхода в отставку Батюшков вновь поселился в Даниловском, где занимался литературной деятельностью.


[На страницу автора][Содержание]