ГЛИНКА И ОРКЕСТР
Глинка принимал деятельное участие в разучивании артистами оркестровой партии оперы "Жизнь за царя". Глинка руководил первой репетицией оперы, которая проходила в доме графа Михаила Юрьевича Виельгорского. "Оркестр был хотя и не полный, но его составляли театральные музыканты…Дирижировал оркестром сам Глинка" (А.Д.Комовский). Репетиции также проводил известный композитор и дирижер К.Кавос. "Кавос вел репетиции со свойственной ему деятельностью" (П.А.Каратыгин). В "Записках" Глинка писал: "Оркестр был хорош, но не совсем: 2-е скрипки были сравнительно гораздо плоше первых, альтов было мало, контрабасы были не все хороши, кроме первого из них, Мемеля, из духовых не все валторны были исправны, равно как и некоторые 2-е других духовых инструментов. С другой стороны, между первыми скрипками были хорошие артисты; 4 или 5 превосходных виолончелистов, из духовых кларнетист Бендер отличался необыкновенною полнотою звука, а флейтист Зусман был бесспорно одним из лучших, ежели не лучший артист в Европе". Кавос дирижировал и премьерой оперы. "Увертюру и первые номера оперы музыканты играли и слушали музыку очень внимательно, но когда стали играть хор гребцов, в котором оркестровка струнных инструментов так натурально изображает игру нескольких балалаек, то музыканты пришли в неописуемый восторг, что и выразили автору единодушными аплодисментами; краковяк тоже произвел сильное впечатление" (А.Я.Петрова-Воробьева). "Признаюсь, что это одобрение меня более удовлетворило, нежели все изъявления удовольствия публики" (Глинка).Интерес Глинки к оркестру, оркестровой музыке возник ещё в детстве и продолжался всю творческую жизнь. У А.А.Глинки – дяди М.И.Глинки был оркестр, состоящий из крепостных музыкантов. Маленький Миша Глинка "брал в руки скрипку или маленькую флейту ( piccolo) и подделывался под оркестр". Очень рано проявились и дирижёрские способности композитора. Живя в Новоспасском или наезжая на каникулы домой из Санкт-Петербурга в период учебы в Благородном пансионе, Глинка сам занимался с музыкантами оркестра А.А.Глинки. Именно тогда он, по его собственным словам, "подметил способ инструментовки большей части лучших композиторов для оркестра". Уже будучи известным композитором, Глинка высказал свое понимание задач инструментальной музыки: "Мне кажется, что можно соединить требования искусства с требованиями века и, воспользовавшись усовершенствованием инструментов и исполнителя, писать пьесы, равно докладные знатокам и простой публике". Таким сочинением несомненно является "Камаринская". В "Записках" М.И.Глинка отмечал: "В то время (1848 год. – М.Ш.) случайно я нашёл сближение между свадебною песнею "Из-за гор, гор высоких, гор", которую я слышал в деревне и плясовою "Камаринскою", всем известною. И вдруг фантазия моя разыгралась и я…написал пьесу…под именем "Свадебная и плясовая""."Камаринская" имела большой успех у слушателей, в том числе знатоков народного творчества. Т.И.Филиппов, в частности, утверждал, что его запись песни "Как по саду, саду, садику" самая близкая к песне, использованной М.И.Глинкой в "Камаринской". |
ТЕРТИЙ ИВАНОВИЧ ФИЛИППОВ (1825/6 – 1899)
Тертий Иванович |
Инициатор организации, затем председатель Песенной комиссии при Императорском Русском географическом обществе, собиратель и исполнитель народных песен, публицист, писатель. Был почётным членом Петербургской академии наук. Являлся государственным контролером, сенатором, чиновником особых поручений по ведомству Синода. Т.И.Филиппов родился в городе Ржеве, окончил Тверскую гимназию. Он испытывал истинную любовь к музыке. Высокие посты, занимаемые Т.И.Филипповым, позволяли ему поддерживать русских музыкантов в их творчестве. У Филиппова сложились дружеские отношения с М.А.Балакиревым, благодаря которым Филиппов старался пропагандировать личность и творчество М.И.Глинки. М.А.Балакирев писал Т.И.Филиппову 9 апреля 1892 года: "Дорогой Тертий Иванович! В письме 1890 года М.А.Балакирев просит Т.И.Филиппова "действовать посредством печати в пользу постановки в Париже "Руслана"". |