М.П. Шишкова
Тверское приношение М.И. Глинке
К 200-летию со дня рождения композитора

Содержание


Тверской край

ГЛИНКА И ОРКЕСТР

Глинка принимал деятельное участие в разучивании артистами оркестровой партии оперы "Жизнь за царя". Глинка руководил первой репетицией оперы, которая проходила в доме графа Михаила Юрьевича Виельгорского. "Оркестр был хотя и не полный, но его составляли театральные музыканты…Дирижировал оркестром сам Глинка" (А.Д.Комовский). Репетиции также проводил известный композитор и дирижер К.Кавос. "Кавос вел репетиции со свойственной ему деятельностью" (П.А.Каратыгин). В "Записках" Глинка писал: "Оркестр был хорош, но не совсем: 2-е скрипки были сравнительно гораздо плоше первых, альтов было мало, контрабасы были не все хороши, кроме первого из них, Мемеля, из духовых не все валторны были исправны, равно как и некоторые 2-е других духовых инструментов. С другой стороны, между первыми скрипками были хорошие артисты; 4 или 5 превосходных виолончелистов, из духовых кларнетист Бендер отличался необыкновенною полнотою звука, а флейтист Зусман был бесспорно одним из лучших, ежели не лучший артист в Европе". Кавос дирижировал и премьерой оперы. "Увертюру и первые номера оперы музыканты играли и слушали музыку очень внимательно, но когда стали играть хор гребцов, в котором оркестровка струнных инструментов так натурально изображает игру нескольких балалаек, то музыканты пришли в неописуемый восторг, что и выразили автору единодушными аплодисментами; краковяк тоже произвел сильное впечатление" (А.Я.Петрова-Воробьева). "Признаюсь, что это одобрение меня более удовлетворило, нежели все изъявления удовольствия публики" (Глинка).

Интерес Глинки к оркестру, оркестровой музыке возник ещё в детстве и продолжался всю творческую жизнь. У А.А.Глинки – дяди М.И.Глинки был оркестр, состоящий из крепостных музыкантов. Маленький Миша Глинка "брал в руки скрипку или маленькую флейту (piccolo) и подделывался под оркестр". Очень рано проявились и дирижёрские способности композитора. Живя в Новоспасском или наезжая на каникулы домой из Санкт-Петербурга в период учебы в Благородном пансионе, Глинка сам занимался с музыкантами оркестра А.А.Глинки. Именно тогда он, по его собственным словам, "подметил способ инструментовки большей части лучших композиторов для оркестра". Уже будучи известным композитором, Глинка высказал свое понимание задач инструментальной музыки: "Мне кажется, что можно соединить требования искусства с требованиями века и, воспользовавшись усовершенствованием инструментов и исполнителя, писать пьесы, равно докладные знатокам и простой публике". Таким сочинением несомненно является "Камаринская". В "Записках" М.И.Глинка отмечал: "В то время (1848 год. – М.Ш.) случайно я нашёл сближение между свадебною песнею "Из-за гор, гор высоких, гор", которую я слышал в деревне и плясовою "Камаринскою", всем известною. И вдруг фантазия моя разыгралась и я…написал пьесу…под именем "Свадебная и плясовая"".

"Камаринская" имела большой успех у слушателей, в том числе знатоков народного творчества. Т.И.Филиппов, в частности, утверждал, что его запись песни "Как по саду, саду, садику" самая близкая к песне, использованной М.И.Глинкой в "Камаринской".

ТВЕРСКОЙ КРАЙ

ТЕРТИЙ ИВАНОВИЧ ФИЛИППОВ (1825/6 – 1899)

Тертий Иванович Филлипов

Тертий Иванович
Филлипов

Инициатор организации, затем председатель Песенной комиссии при Императорском Русском географическом обществе, собиратель и исполнитель народных песен, публицист, писатель. Был почётным членом Петербургской академии наук. Являлся государственным контролером, сенатором, чиновником особых поручений по ведомству Синода.

Т.И.Филиппов родился в городе Ржеве, окончил Тверскую гимназию. Он испытывал истинную любовь к музыке. Высокие посты, занимаемые Т.И.Филипповым, позволяли ему поддерживать русских музыкантов в их творчестве. У Филиппова сложились дружеские отношения с М.А.Балакиревым, благодаря которым Филиппов старался пропагандировать личность и творчество М.И.Глинки.

М.А.Балакирев писал Т.И.Филиппову 9 апреля 1892 года:

"Дорогой Тертий Иванович!
В дополнение к посланному Вам письму обращаю внимание Ваше на один важный вопрос…о Большом театре, покуда ещё не разрушенном. Мне кажется, что Вам может представиться случай обратить внимание Его Величества на то прискорбное обстоятельство, что с разрушением Большого театра мы лишаемся великолепного исторического памятника, так как Большой театр есть место рождения русской школы музыки. В нём для открытия по возобновлении дана в первый раз "Жизнь за царя", в нем дан в первый раз "Руслан".

В письме 1890 года М.А.Балакирев просит Т.И.Филиппова "действовать посредством печати в пользу постановки в Париже "Руслана"".


[На страницу автора][Содержание]