РОЖДЕНИЕ "РУСЛАНА И ЛЮДМИЛЫ"
На премьере оперы "Жизнь за царя" был А.С.Пушкин. "В антрактах всё общество из первых рядов подходило к нему с похвалами Глинке" (Н.Куликов). Композитор был близко знаком с великим поэтом с юношеских лет, когда обучался в Благородном пансионе вместе с его братом Львом. Глинка намеревался написать новую оперу совместно с А.С.Пушкиным. В августе 1837 года Н.В.Кукольник в "Художественной газете" сообщал: "Между тем…Глинка приготовлялся к исполнению новой оперы, сюжет коей заимствован из поэмы Пушкина "Руслан и Людмила"". Уже в сентябре 1837 года в доме М.И.Глинки, согласно свидетельству современника, исполнялись "славные отрывки из новой его оперы "Руслан и Людмила"". Премьеру этой оперы ожидали с таким же нетерпением как в свое время премьеру оперы "Жизнь за царя". П.Соколов вспоминал: "Слухи о постановке на сцене Большого театра оперы М.И.Глинки "Руслан и Людмила" все усиливались и вместе с ними увеличивалось нетерпение возбужденной публики, которой уже порядком надоела заигранная "Аскольдова могила". В.Ф.Одоевский, побывав на репетиции "Руслана и Людмилы", писал В.В.Стасову: "Я был изумлен, обворожен свежестью мелодий, оригинальностью и новостью голосовых и оркестровых построений...Я чуял, как созрел, как возмужал его гений, как самая музыкальная задача, а равно её разрешение были выше первой его оперы, несмотря на всю её высокую художественность". Премьера оперы М.И.Глинки "Руслан и Людмила" состоялась ровно через шесть лет: "Сегодня в пятницу, 27-го ноября, на Большом театре "Руслан и Людмила", волшебная опера, первое представление" (Северная пчела, 27 ноября 1842 г.). "Руслан и Людмила" шедевр в полном смысле слова, от первой до последней ноты. Это прекрасно, величественно, бесподобно…ни в одной опере не найдется такого разнообразия красот, рождающихся одна из другой бесконечной цепью, без общих мест, без условных дополнений" (О.Сенковский). Ф.Кони писал в "Литературной газете" (1843, №13) о "Руслане и Людмиле": "Большая лирическая опера в пяти действиях… Превосходная музыка М.И.Глинки. Опера эта с бою завоевала себе внимание и любовь публики и ясно доказала, что театр может обойтись без потворства…дурному направлению вкуса зрителей, но, напротив, может сам развивать вкус, давать искусству должное направление и знакомить с истинно эстетическим наслаждением. Огромный успех. Представлена 32 раза в течение двух месяцев. Особенно отличилась г-жа Петрова 1-я". Много великих певцов воплощало образы этой оперы на протяжении десятилетий. Среди них – великая Елизавета Андреевна Лавровская. |
ЕЛИЗАВЕТА АНДРЕЕВНА ЛАВРОВСКАЯ (1845 – 1919)
Е.А. Лавровская
Е.А.
Лавровская - Ваня |
Русская певица (контральто). Е.Лавровская родилась и провела детские годы в городе Кашине. Ещё будучи студенткой Санкт-Петербургской консерватории, она дебютировала на сцене Мариинского театра, позже выступала в Большом театре в Москве. Лавровская много концертировала как в России, так и за рубежом. С 1888 года Лавровская – профессор Московской консерватории. "Едва ли тот, кто слышал г-жу Лавровскую в партии Ратмира, когда-нибудь забудет то чарующее впечатление, которое певица производила. Много лет прошло с тех пор…появились и новые кумиры публики…но ни одна из всех слышанных певиц не могла даже близко подойти по исполнению этой роли к Елизавете Андреевне Лавровской. Впрочем, и в других ролях артистка имела мало соперниц" (Артист, 1893, №27). "Сценический свой талант она развила до высокой степени художественности и, смело можно сказать, что в олицетворении ею Вани, Ратмира – она создала типы, до сих пор нам неизвестные" (Нива, 1888, №3). |