XX век оставил мировой Культуре много музыкальных династий. В их числе династия вокалистов мирового значения, которая связана с Тверским краем. Это народный артист СССР, солист Большого театра неповторимый тенор Сергей Лемешев, уроженец деревни Князево, его супруга, народная аpтистка СССР, солистка Большого театра Ирина Масленникова (сопрано) и их дочь, заслуженная артиcтка России, солистка Московского академического Камерного театра Бориса Покровского Мария Лемешева (сопрано), которая с триумфом пела на сцене Тверской филармонии накануне закрытия фестиваля “Музыкальная осень в Твери”. Мария Лемешева (фото 1) — уникальная певица. Она поет в традициях русской вокальной школы, мастерами которой были и остаются ее великие родители. Программа концерта Марии Лемешевой включала романсы русских композиторов. Умение петь романсы — это редкий талант, который Лемешева явно унаследовала от отца: исполнение романсов Сергеем Лемешевым (фото 2) всегда вызывало восторженную реакцию слушателей.В первом отделении концерта певица исполняла русские романсы начала XIX века. Несмотря на кажущуюся простоту, их исполнение требует от артиста не только мастерства, но и художественной эрудиции, большой культуры. Прошло полтора века со времени их создания, а Мария Лемешева сумела создать гамму состояний юной души: бесхитростной, преданной любви (Александр Гурилев, “Отшутили, отлюбили...”), кокетства и лукавства (Булахов, “Я очень много понимаю”), трепетности и мечты (Полина Виардо, “Две розы”) — всего того, что так пленяет нас в романсах той поры. Каждый романс в исполнении Лемешевой был маленьким звуковым полотном. Певица уделяет особое внимание каждой музыкальной фразе, каждому слову текста, меняет тембровую окраску голоса в зависимости от оттенков смысла. Голос Лемешевой как бы парил над залом, уходил ввысь, обволакивал, погружал в мечты — невольно вспоминался голос Ирины Масленниковой в партии Снегурочки (фото З): то же очарование полета голоса, отсутствие приземленности. “Ищу я счастья в лепестках сирени...” — слова из романса Аренского очень точно раскрывают атмосферу двухчасового концерта Лемешевой на осеннем фестивале.Партию фортепиано в концерте исполнял заслуженный деятель искусств России, пианист, дирижер театра Покровского Владимир Агронский. Он обладает незаурядными способностями концертмейстера. Лемешева и Агронский составляют прекрасный дуэт и в жизни, и на сцене. Сергей Лемешев часто пел романсы в сопровождении оркестра народных инструментов. На закрытии фестиваля играл Государственный академический оркестр народных инструментов телевидения и радио России под управлением народного артиста СССР, профессора Николая Некрасова. Дирижер поблагодарил тверских слушателей за любовь к народному искусству, посетовав на то, что в Москве подобного интереса к творчеству оркестра сейчас нет. А ведь скоро оркестр будет отмечать пятьдесят пять лет работы на радио и телевидении. И еще один юбилей — пятьдесят лет дирижерской карьеры самого Некрасова. Оркестр находится в блестящей исполнительской форме. Даже известные слушателям сочинения он играет как в первый раз, импровизируя. Репертуар оркестра пополняется сочинениями, привезенными из гастрольных поездок по Испании, Франции, Румынии, многими сочинениями современных авторов России. Высокую оценку Некрасов дал солистам Тверской филармонии, выступавшим вместе с оркестром. Фестиваль открыл новый филармонический сезон. Пусть он будет таким же насыщенным, как и осенний фестиваль.Вече Твери.- 2000. - 21 ноября. Текст статьи также опубликован в интернет-издании Сергей Яковлевич Лемешев К 100-летию со дня рождения |