Вечером 17 сентября
возле здания филармонии наблюдалось заметное оживление. Фестиваль "Музыкальная осень в Твери"
открывался первым концертом нового сезона: выступала Елена Образцова. Как и в старые, добрые
времена, на концерт смогли попасть не все желающие.
Открытие фестиваля было
торжественным и в то же время радушным. Владимир Ефимович Боярский -заслуженный деятель искусств,
художественный руководитель, директор филармонии - приветствует гостей. В зале оживление. На
сцену поднимается губернатор Тверской области Владимир Игнатьевич Платов. Когда наш губернатор
галантно склонился к руке оперной дивы, публика ахнула. А после его слов о том, что все слова
меркнут перед такой звездой, зал взорвался аплодисментами. ... Первые звуки завораживающего
голоса. Восторг публики. Ведь многие помнят тверские встречи с Образцовой в 60 - 70-е годы.
Наверное, талантливые люди живут вне времени: Елена Образцова - все так же царица сцены.
Невольно задаешь себе вопрос: в чем секрет такого блистательного долголетия? Такого долгого
царствования на крупнейших сценах мира? На память приходят слова Стефана Цвейга: "Плодотворно
только чрезмерное, умеренное - никогда!" Это жизненное кредо певицы, которое она подтвердила
словами: "Пение для меня не работа. Без музыки, без театра я начинаю задыхаться!" Маститый
пианист Александр Ерохин, став концертмейстером молодой Образцовой, говорил: "Елена - пленница
музыки. Музыка в сущности мало места оставляет в ее жизни для чего-либо остального.
Работоспособность певицы удивительна. Однажды мы возвращались из Калинина: ехали после концерта
ночным поездом. И она всю ночь "разбирала" исполнительниц Марфы в "Хованщине". Неповторимая
Монтсеррат Кабалье сказала после одного из спектаклей: "Я восхищаюсь талантом Образцовой. И не
только потому, что ее меццо-сопрано - самый великолепный голос, который я слышала в последнее
время. Она поет от сердца и заставляет меня плакать". И это еще одна загадка таланта Образцовой,
которую она сама же и разгадала: "Культ звука - не вся правда о пении. Нужно иметь, что
сказать, и знать, как сказать. Ну, а если певцу есть что сказать, если у него есть своя тема,
тогда он работает в поте лица своего. Он должен находить время на музеи, на книги, на
дискуссии. И на одиночество, тишину. Он должен уходить в природу, напитываться ею. И вновь
возвращаться в жизнь. И жить кровью сердца. И все это непостижимым образом проникает в голос,
в музыку, отзывается в интерпретации". Образцова - певица высокого интеллекта. Вот ее
размышления о личности в искусстве: "Певца многое может погубить. Самодовольство. Когда певец
перестает расти как личность. Утрачивает способность восхищаться, учиться. Душа его стирается.
И люди чувствуют, что душа артиста опустела". За долгие годы триумфа Елена Образцова не
позволила себе возвыситься над музыкой. И это почувствовали все присутствующие на концерте.
Пел человек, способный понимать, сопереживать, жить со своими героями. Не было внешнего,
неискреннего, "эффектного"! Не было "усталости" в голосе, который звучит все так же сильно,
нежно, поэтично, самозабвенно. Исполнение Образцовой, как когда-то сказала композитор Зара
Левина, "вызвало беспокойство, волнение, удивление, радость". Звучали хорошо знакомые
слушателям романсы XIX века. Как сказала певица, "в романсе я могу спеть мечту, воспоминание,
недосказанность". И в каждом был свой стиль, своя интонация, как бы импровизация. Ее "низы"
- по-прежнему несравненны. Дуэт Елены Образцовой и пианиста Важи Чачавы - известный
дуэт. Елена Образцова считает его уникальным музыкантом, понимающим задачи концертмейстера
и индивидуальность великой певицы. В тот вечер филармонический зал был наполнен любовью
к музыке, к большому таланту. Фестиваль начался ярко и незабываемо. А это - хороший знак.
Вечерняя Тверь. -1997. - №50.
[На станицу автора]
[Все статьи] |