Филармонический
сезон близится к концу. Но открытия далеки от исчерпания. Незадолго до Дня великой Победы
состоялось очередное из них - выступление Государственного духового оркестра России. Трудно
сказать, когда в русской душе зародилась искренняя и непреходящая любовь к звучанию духового
оркестра. Голоса духового оркестра тревожили души героев Чехова, были постоянной усладой жителей
русских провинциальных городов. Кстати в пятидесятые годы Городской сад Твери представлял
собой своеобразный пеший клуб, куда вечерами приходили просто для общения, любовались цветовыми
ансамблями и слушали духовой оркестр. "Амурские волны", "На сопках Манчжурии", Штраус, Легар. А
потом почему-то это стало уходить из повседневности, но теплыми летними вечерами нет-нет да и
выплывет в памяти музыка духового... Случайно я попала на филармонический концерт
юношеского абонемента. Играл Государственный духовой оркестр России. На сцене разыгрывался
увлекательный музыкальный спектакль. Парадная форма музыкантов времен Петра 1 (при нем в
России появились первые духовые оркестры), переливающееся серебро инструментов, а главное -
мастерская игра музыкантов (что греха таить, в провинции, к сожалению, мы редко слышим
профессиональную игру духовых коллективов). Программа была специально составлена для детей:
марши, танцы фантазии, народные песни. Слаженность звучания, мелодическая выразительность -
характерные черты игры оркестра. И при этом большая доброжелательность, заинтересованность
музыкантов. Ребята остались в восторге. А на следующий день оркестр выступал филармонии уже в
полном составе: (40 человек) со сложной программой, включающей в себя как сочинения классической
музыки, так и произведения специально написанные для духового оркестра. Художественный руководитель
и главный дирижер оркестра Геннадий Галкин в Твери впервые. "Город способствует прекрасному
музицированию. Волга, звонница, колорит " - так Геннадий Аркадьевич сказал после прогулки по
нашей Твери. А перед началом конце рта дирижер высказал такую мысль: "Мы постараемся играть так
чтобы на протяжении полутора часов музыка, льющаяся со сцены наполняла сердца слушателей
радостью и томлением". При упоминании имени Римского-Корсакова всплывают поэтические образы
русской сказки волшебства лирики А оркестр исполнением "Шествия" из оперы-балета "Млада"
представил нам другого Корсакова: утверждающего, бравурного. Слушая мазурку Чайковского из
балета "Лебединое озеро", я невольно задавала себе вопрос: "Как это могут "неуклюжие" валторны,
трубы звучать столь изящно?" Музыка увертюры Зуппе "Легкая кавалерия" невольно погрузила в
атмосферу столь читаемых сейчас "дамских романов" - с рыцарством, романтикой. Кульминацией
концерта стало неподражаемое исполнение миниатюр Иоганна Штрауса: полька "На охоте" и знаменитый
Радецкий марш. Это был истинный Штраус, Штраус-жизнелюб, блестящий ироничный, единственный.
Свои виртуозные возможности смогли показать в сольных пьесах тромбонисты, трубачи,
кларнетист и даже барабанщик, который в Лезгинке Хачатуряна показал незаурядное мастерство Во
всем блеск. вкус, чувство меры. С оркестром пел солист Тверской филармоний, лауреат 1
Международного конкурса оперных певцов им. Сергея Лемешева Ваган Маквицян. И здесь оркестр
остался на высоте, выполняя сложную аккомпанирующую функцию. Подарком к Дню Победы стал финал
концерта - марш "Прощание славянки". Стояли и артисты, и слушатели. Пожелаем Государственному
духовому оркестру успешных заграничных гастролей, которые начнутся в середине мая.
Новая газета. - 1994. - №87.
[На станицу автора]
[Все статьи] |