ПИАНИСТКА ИЗ МАДРИДА ЗНАКОМИТСЯ С ТВЕРЬЮ

Недавно в концертном зале филармонии состоялся незаурядный концерт камерной музыки. В нем вместе с заслуженной артисткой России, художественным руководителем струнного квартета Тверской филармонии Александрой Францевой (альт), Евгенией Шевелевой (сопрано), Михаилам Шумским (виолончель) выступала испанская пианистка Мария дель Кармен Мендисабаль.

Молодой музыкант, она уже является профессором Мадридской консерватории. Ее концерты проходят не только в Испании, но и за ее пределами. Пианистка давно проявляла интерес к России. И вот - первый приезд в нашу страну. После тверского концерта программа, прозвучавшая здесь, будет повторена в Москве. Программа из произведений Брамса, весьма сложная и насыщенная.
Будучи ярчайшим проявлением музыкального романтизма в Германии, мир брамсовской музыки поражает одновременно своей сдержанностью и строгостью. "Обобщенное, выверенное, взвешенное наблюдение", - так определял эти черты академик Борис Асафьев. В концерте прозвучали произведения, принадлежащие к заключительному периоду творчества композитора, наиболее сложному в его жизни, как напомнила перед началом концерта Александра Францева. Он начался исполнением Второй сонаты для кларнета и фортепиано ми-бемоль-мажор. Ее первая часть носит характер дружеской беседы, проникнута ласковостью и нежностью. Вторгающиеся островки драматизма не вносят перелома. С воодушевлением была сыграна и знаменитая вторая часть сонаты.
Брамсу принадлежит множество сочинений в жанре песни. На концерте были исполнены две из них, написанные в оригинале для альта, фортепиано и сопрано. Первая из них - "Умиротворенная тоска". Интерпретация Евгении Шевелевой подчеркнула возвышенный характер сочинения. "Духовная колыбельная" написана на слова Лопе де Веги. Мария дель Кармен Мендисабаль проявила здесь себя как вдумчивый аккомпаниатор, тонко следующий за текстом и соответствующим музыкальным материалом. Центром концерта стало исполнение трио для фортепиано, альтаи виолончели ор. 114. Хоть и написанное под впечатлением другого произведения, вспоминается стихотворение Бориса Пастернака из "Второго рождения": "Годами когда-нибудь в зале концертной Мне Брамса сыграют, - тоской изойду..." И - "чистый, как детство, немецкий мотив".
Распевность, песенность, протяженность линий, царство мелоса - это свойства, присущие, по словам доктора Царевой, музыке Брамса последнего периода. Они сполна проявились и в этом концерте, в исполнении трио. Будучи объемным, произведение прозвучало, однако, как бы в одно мгновение. Формальная завершенность, яркие кульминации после тем широкого дыхания, эмоциональность "соревнующихся" в диалоге инструментов - все это не могло не вызвать восторженной реакции зала.
После такого концерта еще раз осознаешь, сколь оправдан всемирный брамсовский ренессанс. Это "экологически чистая" музыка, не подверженная меланхолии, чья протяженность не выливается в меланхолию, а восторженность - в беспредметное ликование.

Новая газета. -


[Тверские авторы] [На главную страницу]