Фестиваль
продолжается. Отрадно, что концерты его посещают люди разных поколений. За эти десятилетия
филармония помнит выступления многих выдающихся исполнителей, но фортепианные дуэты не звучали с
Большой сцены уже более тридцати лет. А ведь когда-то ансамблевая игра была широко
распространена среди любителей музыки благодаря доступному репертуару, не требующему
профессиональных виртуозных навыков. Подобная "четырехручная" музыка с удовольствием
разыгрывалась в домашнем быту, на любительских вечерах. Звучала она в салонах Одоевского,
Зинаиды Волконской в XIX веке и в гостиной режиссеров Рубена и Евгения Симоновых в XX веке
(ведь преемственность художественных традиций - неотъемлемая часть жизни русской интеллигенции).
Сегодня в Москве, Санкт-Петербурге существует не один десяток фортепианных дуэтов, причем число
их Продолжает увеличиваться. Дуэт заслуженных артистов России Елены Сорокиной и Александра
Бахчиева - бесспорно, лидер среди них. По профессиональным параметрам он наверняка выше многих.
И вот, эти музыканты - гости Тверского фестиваля. Елена Сорокина и Александр Бахчиев - супруги.
Наверное еще и поэтому у них полное взаимопонимание на сцене. Как ансамблисты Сорокина и
Бахчиев очень подходят друг другу. Каждый силен чем-то своим, что вместе дает великолепный
результат. Бахчиев, как пианист (ведь в шестидесятые годы на Международном конкурсе имени
П.И.Чайковского он покорил жюри самобытностью своего таланта), закладывает фундамент в
сочинениях, покоряет виртуозностью и мощью звучания. Елена Сорокина - доктор искусствоведения,
заведующая кафедрой русской музыки Московской консерватории, т.е. ученый, выступающий на
профессиональной сцене как пианист. В ее игре больше тонкости, легкости, прозрачности. От
пианистических возможностей партнеров зависит и распределение ролей в ансамбле, т.е. какую
партию исполняет он или она. Е.Сорокина - музыковед в истинном смысле этого слова. Благодаря
ее артистичным комментариям концерт превратился в музыкальный спектакль. Программа
состояла из фрагментов большого цикла "Музыкальные столицы мира", с которым дуэт объездил
многие страны мира. В первом отделении исполнялась музыка Вены, как правильно сказала Елена
Геннадьевна, "столицы музыки и родины четырехручного музицирования". В Вене звучала музыка
для немногих и музыка для всех. Фугу до минор, Моцарт писал для узкого круга людей,
рассчитывая исполнить ее в салоне просвещенного дипломата барона ван Свитена. "Фуга Моцарта -
трудна для души и для пальцев". А потом зазвучала музыка, которую любили простые венцы:
"Радости юных", "Военное рондо" - развлекательные, несколько наивные миниатюры Антонио
Диабелли (кстати, издателя сочинений Франца Шуберта). Кульминацией первого отделения но
считать блестящее исполнение Венгерских тнцева Брамса. Второе отделение связано с Россией.
"Музыка Пушкинского Петербурга" была представлена сочинениями "первоклассных мастеров" -
Джона Фильда и его ученика Карла Майора - учителя Михаила Глинки, который впоследствии
сказал: "Майер больше. чем кто-либо, воздействовал на меня в юности...". Москва
"серебряного века". Эпоха великих русских пианистов: Зилоти, Рахманинова... Бахчиев и
Сорокина исполнили интереснейшее сочинение Рахманинова, которое он посвятил Чайковскому -
Первую сюиту или фантазию, четвертая картина которой - "Светлый праздник имитацией
колокольного звона, стала достойным завершением этой незабываемой встречи.
Новая газета. - 1994. - №147
[На станицу автора]
[Все статьи] |