"До
сих пор вижу его великолепную голову в профиль, распахнутую на груди рубашку, целеустремленный
марш к дому... Помню, в тот момент, когда он шел мимо, нам попросту было страшно, страшно
оттого, что вблизи проходил человек, представляющий собой легенду XX века, недосягаемый и
далекий, как небожитель, гений, живущий среди нас, позволяющий иногда послушать себя,
погрузиться в его космический мир, вновь и вновь являющий свои запредельные, сверхчеловеческие
силы служителя Музыки" (В.ЧЕМБЕРДЖИ "В путешествии со Святославом Рихтером)
НА ДНЯХ ушел из
жизни выдающийся музыкант XX столетия Святослав Теофилович Рихтер. (Родился в 1915 году.
Народный артист СССР, лауреат Государственных премий, ученик Г.Г.Нейгауза.) Ушел из жизни,
но не из памяти истинных поклонников его неповторимого искусства. Несмотря на мировую
известность, Святослав Рихтер часто приезжал в Тверь с концертами и привозил с собой из
Москвы настройщика Е.Артамонова, так как огромное внимание уделял "состоянию" инструмента.
В 60 - 70-е годы Рихтер играл в филармоническом зале каждый сезон, представляя новые
программы. Последний приезд Святослава Теофиловича в Тверь пришелся на 1986 год. Тогда в его
исполнении прозвучали сонаты И.Гайдна и В.-А.Моцарта. Думается, что к тверскому слушателю
С.Рихтер всегда относился с симпатией. В последие годы, когда Святослав Теофилович был болен
и концерты его стали большой редкостью, связь администрации Тверской филармонии с великим
пианистом поддерживалась через его супругу Нину Львовну Дорлиак. В телефонных разговорах она
информировала о здоровье, планах Святослава Теофиловича. Нина Львовна обещала, что при
малейшей возможности они обязательно приедут в Тверь. Увы! Этого не произошло. В общении
со слушателями Святослав Рихтер был всегда очень уважителен. На память приходит такой случай.
Концерт Рихтера. Конечно же, все билеты проданы. Студенты теснятся у входа. Мимо проходит
Святослав Теофилович. Что-то спрашивает у администратора. Через несколько минут студентов
пропускают... на сцену! По предложению Рихтера там были поставлены стулья. И так было не на
одном концерте! Чем же запомнились благодарным тверичанам концерты-встречи с Рихтером?
Стремительный, особый выход пианиста на сцену. На первый взгляд, обычные руки, которые при
соприкосновении с клавишами творили чудо. Глубина и масштабность концепций, вырастающих
из творческого и одновременно точного прочтения авторского замысла. В его черепе,
напоминающем куполы Браманте и Микеланджело, вся музыка, вся прекрасная музыка покоится,
как младенец на руках рафаэлевской мадонны..." (Г.Г.Нейгауз).
Вечерняя Тверь. - 1997. - 6 августа.
[На станицу автора]
[Все статьи]
|