Отзвучали
аплодисменты предыдущего концерта, зал еще "не остыл" от эмоционального накала. И вновь
аншлаг, и вновь радость и удивление слушателей от встречи с мастером, талантом, личностью. На
сцене - Дмитрий Башкиров. В очередной раз! Башкиров в основном живет в Мадриде. ("Я много лет
никуда не выезжал. С 1980 по 1988 гг. не имел права гастролировать за рубежом. Но с
удовольствием концертировал, преподавал в России. Когда в Мадриде в 90-е годы организовалась
школа, я захотел себя там попробовать". Д.Башкиров.) Россию пианист приезжает нечасто. Тем
большая радость, что в Тверь Башкиров приезжает безотказно. В Россию пианист приезжает
нечасто. Тем большая радость, что в Тверь Башкиров приезжает безотказно. Дмитрий Башкиров -
один из последних здравствующих учеников великого педагога, профессора А.Б.Гольденвейзера. Как
вспоминает Гарри Гродберг, "первое выступление Башкирова, приехавшего в 50-е годы из Тбилиси в
Москву обучаться в консерватории, вызвало настоящую сенсацию". С тех пор прошло много лет, но
каждый концерт Башкирова - событие. В чем же секрет этого постоянного, неослабевающего интереса
к творчеству Башкирова? "Я люблю музыку. Воспринимаю ее непосредственно. Никогда не устаю
от нее. Нельзя останавливаться на достигнутом. С удовольствием хожу на концерты. Учусь у всех.
Хотя бы одна фраза, сыгранная кем-то интересно, по-новому, вызывает во мне отклик", - говорит
Д.Башкиров. Еще больше о личности Башкирова можно узнать из высказываний его учеников:
"Секрет Дмитрия Александровича - в искренности и доброте. Он понимает стиль музыки, знает
художественные задачи и способы их реализации. Все то, что делает Башкиров: концертирует ли,
преподает, - все это он делает с энтузиазмом. Своим вдохновением Башкиров заражает окружающих,
В нем живет огромное чувство юмора, жизнелюбие. Занятия с Дмитрием Александровичем - это
целая эпоха, которая и прошла, и живет и проживается постоянно. В минимальное время занятий
Башкиров вкладывает максимальное количество информации. Его игра - источник восторга".
(С.-Петербург, фестиваль "Ученики Башкирова" 1997 г.) За Башкировым давно укрепилась слава
пианиста романтического плана. Действительно, Башкироив часто упоминает, что ему близка
музыка композитов романтиков. И он постоянно исполняет ее в концертах. На фестивальном
концерте впервые в Твери прозвучала Третья соната Брамса. Трепетное и возвышенное исполнение
Башкиров Andante раскрыло и суть поэтической программы части, и атмосферу, царящую в зале
("Наступает вечер, восходит луна. Два сердца соединяются, охваченные любовью". Штернау).
Любовь к музыке исходила от исполнителя и передавалась слушателям. А рядом с сочинением
И.Брамса - музыка И.С.Баха и венского классика Бетховена. В поле зрения маститого пианиста -
сочинения всех стилей! Первые фразы клавирного концерта ре минор И.С.Баха (транскрипция
концерта для гобоя с оркестром Алессандро Марчелло) предвещали радость общения с неповторимой
музыкой И.С.Баха в истинном ее понимании. Звуковая палитра Башкирова в знаменитой II части
концерта Баха вызвала желание понять, каким образом можно добиться подобного эффекта. Сонаты
Бетховена № 15 ре мажор "Пасторальная" и № 14 до диез минор "Лунная" хорошо известны
слушателям. В исполнении Дмитрия Башкирова они прозвучали вдохновенно и искренне. Можно
сказать, что концерт состоял из трех отделений, так как пианист играл много сочинений на
бис: Бетховена, Шопена, Шуберта, Грига... Приятно, что в зале были и юные слушатели. В их
жизни наступит момент, когда они с гордостью будут рассказывать об этом пианисте. После
концерта, давая интервью, Дмитрий Башкиров в очередной раз сказал благодарственные слова в
адрес тверской публики. Тут же родился план. В рамках фестиваля "Музыкальная осень в Твери"
провести мини-фестиваль (подобный петербургскому) - "Ученики Башкирова - 1999 г.". А на
следующий день в Большом зале Московской государственной консерватории Дмитрий Александрович
давал концерт "Памяти Святослава Рихтера" (программа та же, что и в Твери). Как гласила
афиша, "вход по бесплатным билетам, которые можно получить в кассе", - дань преклонения и
уважения перед великой личностью XX столетия.
Вечерняя Тверь. - 1997. - №55.
[На станицу автора]
[Все статьи] |