Старинная Тверская вышивка и народный костюм

Старинная тверская вышивка и народный костюм (о книге)

<< На главную

 

Эта книга, как и все в задуманной серии, адресована тем, кому небезразлична судьба, история и культура нашего народа. Автор - Надежда Михайловна Новожилова - потомственная мастерица, родом из небольшого красивого приволжского города Калязина, знаменитого своими кружевами, всю жизнь посвятила великолепному искусству вышивки. Изучая древние приемы рукоделия, она собрала обширный материал, который в основном и использован в книге. Владея в совершенстве искусством вышивания, Надежда Михайловна является непревзойденным специалистом и авторитетом в этой области. Член Союза Художников с 1993 года, более 25 лет проработала художником, а затем главным художником на производственном объединении «Тверские узоры». В последнее время занимается творческой работой и преподает в авторской студии тверской вышивки «Светлица». За 10 лет благородного труда ею обучено более 60 прекрасных высококвалифицированных вышивальщиц, в совершенстве владеющих всеми видами тверской традиционной вышивки. Духовный руководитель студии «Светлица» - управляющий архиерейским подворьем Вознесенского Собора г. Твери архимандрит Адриан. С его благословения была создана эта студия в 1996 г. Трижды побывала Надежда Михайловна во Франции. В 1998 году в небольшом городе Монморийон она провела с большим успехом семинар на тему: «Традиционная вышивка в России», где обучала местных француженок старинной тверской ведновской строчке.

В 2003 году в г. Безансоне - Микрополис художница показала свою уникальную коллекцию - авторские свадебные полотенца с виртуозной ручной вышивкой («набор», «роспись», «тамбур», «двусторонняя гладь», «белая и цветная строчка») которая создавалась более 15 лет.

В 2004 году в г. Шатийон (Франция) на 14-й международной специализированной выставке вышивки и кружева Надежда Михайловна показывала мастер-класс по лицевому и орнаментальному золотному шитью.

В конце 2004 года художница была награждена «во внимание к трудам» русской православной церкви Патриархом Московским и всея Руси Алексием II медалью Святого благоверного князя Даниила Московского.
Н. М. Новожиловой собран уникальный материал по истории и технологии старинной тверской вышивки, объем которого выходит далеко за рамки этой книги, являющейся как бы вводной частью и описывающей различные бытовавшие в Тверском крае древние приемы вышивания: ручные верхошвы - роспись, счетная гладь, прикреп, набор и тамбур; ведновская строчка - мережки и решетки различных форм. Здесь также детально описаны тверские женские и мужские костюмы, в которых наиболее ярко и полно выявились черты русского костюма вообще.

В последующих книгах, которые готовятся к печати, больше внимания уделяется обучению приемам вышивания, детально разбираются различные виды швов...

Сами предметы вышивания - полотенца, детали повседневной и праздничной одежды, еще 100 лет назад бытовавшие повсеместно, сейчас, можно сказать, безвозвратно утеряны... Трудно представить, что такое великолепие, стоимость которого сложно определить, было повседневной одеждой русского крестьянина... Полотенца, покрытые уникальнейшими вышивками, обрамляли окна во всех сельских деревянных домах...

Почти сто лет в массовое сознание нашего (и не только нашего) народа вбивалась мысль, что русские - отсталый, грязный, дремучий народ. Якобы жизнь до революции была темной, тяжелой и невежественной, которая тоскливо тянулась в прокопченных курных избах...

В 1975 году вышла прекрасно изданная книга И.Н. Мерцаловой «ПОЭЗИЯ НАРОДНОГО КОСТЮМА», в которой автор, восхищенный русским народным костюмом, тем не менее пишет: «...еще труднее понять, как в курной избе русского крестьянина, задавленного тяжким трудом и постоянной нуждой, как в этих условиях - теперь они кажутся нам почти невероятными - создавалось и жило «чудо чудное, диво дивное» - русский народный костюм. Из тесной, низкой избы, где люди ютились вместе с теленком, ягнятами, и курами, выходила женщина в белом шушпане с яркой тканой каймой, в искусно сплетенных лаптях, голову ее покрывал красный с узором платок...» Конечно, это трудно понять, потому что это далеко от действительности...

Да, грамотность на Руси была низкой, но есть различие между образованностью и духовностью. Не вдаваясь глубоко в эту тему, позволю утверждать, что русская нация была одной из самых высоких носителей духовности и культуры.

Каким-то образом данная книга является попыткой восстановления исторической справедливости, нашего утраченного русского самосознания, противодействием навязываемой нашему народу американской модели жизни...

Искусствовед Марина Леонтьева