Старинная Тверская вышивка и народный костюм

ТВЕРСКОЙ КОСТЮМ

 

 

<< На главную

 

Сорока и "головной плат" ("кокетка"). I пол. XIX века. Из собрания ТГОМ Кашинский уезд

Прежде чем мы будем говорить о традиционных особенностях тверского костюма, вспомним о русском народном костюме вообще.
Русский народный костюм имеет богатую и длительную историю, его символика восходит к дохристианской эпохе, к языческим культам солнца, воды, земли.

От его монументальности веет византийскими традициями. Его архитектоника формировалась параллельно с древнерусским зодчестовом.
В начале XVIII столетия с введением Петром I европейского костюма ношение народного костюма разрешалось только податному населению. Но вдали от двора и в провинциальных городах его продолжали носить.

Крестьянский костюм менялся вместе с экономическим и промышленным развитием. Появились анилиновые красители, фабричные ткани, машинные кружева и готовая одежда.
В отличие от народного костюма дворянское и городское платье создавались по законам европейской моды.

История моды знает несколько этапов обращения к мотивам народного костюма. Уже во второй половине XVIII века Екатерина II предприняла попытку придать национальный характер - Придворному платью. Реформы того времени регламентировали не только парадный, но и повседневный костюм. В основном они были направлены на поддержание отечественной мануфактуры и касались материй и пышности отделки платьев. Но в некоторых, особо торжественных случаях предписывалось появляться во всех собраниях в "русских платьях", да и сама царица "иного праздничного наряда не имела"...